Тематическая группа

Тематическая несколько предполагает громадную степень структурированности хода сессий как по сравнению со студийной, так и динамической группами. Это достигается, в основном, за счет фокусировки внимания участников группы на какой-либо значимой для них теме либо на определенных техниках изобразительного характера. Как правило тематические группы являются полуоткрытыми. Отдельные участники группы смогут заканчивать работу на том либо другом ее этапе, одновременно с этим, в группу смогут включаться новые члены. Это вероятно потому, что работа тематической группы не имеет той динамики, которая характерна динамической группе. Одновременно с этим, работа данной группы более динамична, чем работа студийной группы. Ее громадная структурированность, если сравнивать с динамической группой, оказывает тормозящее влияние на групповую динамику. В большинстве случаев, тематическая несколько трудится непродолжительное время, ориентируясь на решение тех либо иных конкретных неприятностей ее участников.

Для обоснования деятельности тематической группы употребляется широкий комплект разных психотерапии и теорий психологии. Громадное влияние на появление данной формы групповой арт-терапии оказал, например, гуманистический подход. Это просматривается, к примеру, в том, что сессии на протяжении работы тематической группы имеют характерную для «групп встреч» трехчастную структуру, а внимание ее участников, по большей части, ориентируется на контекст «здесь-и-на данный момент». Помимо этого, на практику и теорию тематических арт-лечебных групп оказали влияние домашняя, игровая, другие подходы и кризисная психотерапия. Одновременно с этим, все эти влияния интегрируются в своеобразном контексте групповой арт-терапевтической работы, что разрешает гибко сочетать связанную с личным художественным творчеством интраспективную ориентацию участников группы с их активным вербальным и игровым сотрудничеством.

Тематический подход к групповой арт-терапии может использоваться в работе с очень широким кругом клиентов, что связано с тем, что, в зависимости от задач работы и состава группы , смогут использоваться те либо виды деятельности и иные темы, ориентированные на развитие сенсомоторных навыков, невербального мышления, внимания и памяти, или изучение тех либо иных качеств системы членов и опыта группы их взаимоотношений. Однако, для работы в таковой группе клиенты должны, как минимум, осознавать и выполнять некие главные правила и владеть свойством к фокусировке и вербальному взаимодействию на заданиях и определённых темах.

Тематический подход к групповой арт-терапии может сочетаться с динамическим либо студийным, и с разными видами вербальной групповой и домашней психотерапии. Либманн (Liebmann 1987) перечисляет следующие обстановки, в то время, когда применение тематического подхода возможно самый оправданным:

  • в то время, когда члены группы испытывают нерешительность, в особенности в начале работы;
  • в то время, когда они ни разу не занимались в арт-терапевтических группах и ориентируются, в основном, на собственные впечатления от школьных уроков рисования;
  • в то время, когда они чувствуют себя в группе через чур напряженно;
  • в то время, когда имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы (к примеру, которые связаны с маленьким нахождением больного в больнице), заставляющие сфокусировать внимание на проблемах и определённых темах;
  • в то время, когда нужно сплотить группу;
  • в то время, когда необходимо дать участникам группы выбор и разрешить возможность определить важнейшие для них вопросы;
  • в то время, когда требуется активизировать сотрудничество между участниками группы;
  • в то время, когда нужно вывести участников группы из их погружения в собственный внутренний мир и побудить к более активным совместным действиям.

На протяжении работы тематической группы может употребляться не только обсуждение рисунков и изобразительная деятельность, но и разные телесно-ориентированные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, причем, как по отдельности, так и в сочетании. В целом, значение фактора художественной экспрессии при применении данного подхода пара менее значимо, чем, к примеру, при применении студийного подхода. Все это делает данную форму групповой арт-терапии очень дешёвой для применения различными экспертами – не только теми, кто имеет глубокую подготовку по арт-терапии, но и теми, кто использует, по большей части, вербальную либо домашнюю психотерапию.

Тематические группы трудятся более маленькое время, чем динамические либо студийные. Время от времени они кроме того организуются как группы однократных встреч, например, «группы выходного дня». Тематические группы, кроме этого как динамические, имеют определенную периодичность сессий (от одной в 14 дней до нескольких раз в неделю). Длительность сессий в большинстве случаев образовывает 1,5 -2,5 часа, не смотря на то, что время от времени сессии смогут быть более продолжительными. Оборудование помещения приблизительно такое же, как и при работе динамической группы.

Цели и содержание сессий тематической группы определяются составом ее участников, например, их возрастом, заинтересованностями, культурным и социальным опытом, самые актуальными для них проблемами, типом психологических расстройств, степенью физических, интеллектуальных и коммуникативных ограничений и другими факторами.

При применении тематического подхода сессии имеют трехчастную структуру и включают: вводную часть, связанную с подготовкой участников группы к изобразительной работе либо более активному сотрудничеству при помощи художественной экспрессии, игр либо телесных упражнений; главную часть, связанную с выражением и выбором темы участниками группы связанных с ней эмоций, образов и мыслей в визуальной форме; и завершающую часть, предполагающую обсуждение картинок или дискуссию на ту либо краткое подведение и иную тему итогов сессии.

С учетом целей и условий работы тематической группы, и применяемых на протяжении нее психотерапевтических форм и интервенций сотрудничества участников, она может предполагать проявление разных факторов психотерапевтического действия. Одновременно с этим, в силу более большой структурированности сессий, если сравнивать с динамической либо студийной группами, и с личной арт-терапией, действия участников группы имеют менее спонтанный темперамент, а их обсуждения и изобразительная деятельность ориентированы, в основном, на изучение в полной мере определенных качеств их системы отношений и личного опыта. Исходя из этого воздействие фактора художественной экспрессии и разнообразные, которые связаны с групповой динамикой феномены при данной форме групповой арт-терапии менее показаны, чем при применении динамического подхода. Менее значимым в деятельности тематических групп выясняется и фактор психотерапевтических взаимоотношений. Взаимоотношения участников группы между собой и с психотерапевтом более жестко регламентированы, чем при применении динамического подхода, что не дает достаточной возможности для отреагирования участниками группы неосознаваемых, латентных потребностей переживаний. Все это дает основание представителям динамического подхода к групповой арт-терапии (Malloy 1988, Mcneilly 1984, 1987, 1989) осуждать тематический подход, именуя его, например, «через чур инвазивным и связанным с директивным вторжением во внутренний мир участников группы» (Malloy 1988).

Позиция психотерапевта при применении тематического подхода, вправду отличается большей директивностью, если сравнивать с динамическим и студийным подходами. Он выступает в качестве абсолютного фаворита, организуя деятельность участников группы, часто выступая инициатором в выдвижении тех либо иных тем и развертывании дискуссий, деятельно применяет личные комментарии, коррегирует фальшивые умозаключения участников группы, даёт рекомендации, предоставляет им определенную данные а, при необходимости, оказывает кроме этого прямую эмоциональную помощь, убеждение, другие формы и внушение психотерапевтического действия.

Сохраняем надежду, что приводимый ниже пример разрешит лучше осознать особенности тематического подхода и позицию ведущего тематической группы. Этот пример характеризует деятельность Мариан Либманн – английского арт-терапевта, работы которой обширно обсуждались в опытной среде в 80-90 годы.

Пример. Групповая арт-терапевтическая работа с применением тем, упражнений и игр

В качестве условного заглавия применяемого М. Либманн подхода мы выбрали словосочетание из подзаголовка одной из ее книг (“Арт-терапия для групп. Управление по применению игр, тем и упражнений”). На отечественный взор, данное словосочетание отражает один из ключевых принципов ее подхода к групповой работе, что содержится в структурировании деятельности группы за счет выбора тех либо иных форм работы ее участников. Хотелось бы обратить внимание на то, что до получения арт-терапевтического образования М. Либманн имела квалификацию педагога, а позднее – социального работника, что, на отечественный взор, в определенной мере оказало влияние на ее подход к работе с арт-терапевтическими группами. Приводимый ниже материал основан, с одной стороны, на отечественном личном общении с М. Либманн и, иначе, на ее публикациях, в том, числе, названной выше книге (Liebmann, M., 1986), и таких работах, как «Арт-терапия с группами» (Liebmann, M., 1990) и “Арт-терапия с правонарушителями” (Liebmann, M., 1994). Лежащая в базе ее подхода методика будет коротко рассмотрена в следующем разделе книги.

Подход М. Либманн к групповой арт-терапевтической работе отличается четкой структурированностью ходя сессий, достигаемой как за счет деления ее на определенные, различающиеся по характеру деятельности участников группы этапы, так и за счет регулирования содержания их изобразительной работы, связанного с выбором ведущим тех либо иных тем, материалов и упражнений. Что касается деления сессии на этапы, то М. Либманн применяет трехчастную структуру сессии, характерную кроме этого для “групп встреч”, предполагающую ее деление на введение (разогрев), обсуждение и основную деятельность. В отличие от “групп встреч”, первый и второй этапы связаны, по большей части, с изобразительной деятельностью участников группы. На этапе введения (разогрева) они приветствуют друг друга и информируют о собственном самочувствии. Помимо этого, ведущий может напомнить им о том, что происходило на прошлой сессии и применять те либо иные методы “разогрева” участников за счет разных упражнений либо несложных изобразительных техник. После этого участники группы переходят к главной деятельности либо теме сессии: “В большинстве случаев ведущий выбирает для них тот либо другой вид активности, с учетом того, что происходило на прошлых сессиях, или ориентируясь на те неприятности, каковые проявились конкретно на протяжении данной сессии. В случае если несколько уже трудилась в течение некоего времени, она может самостоятельно выбрать для себя тему либо род деятельности, кроме этого как и брать на себя ответственность за другие стороны работы, например, оказывать помощь новым участникам” (Liebmann, M.m 1986, p. 160).

Большая часть (до 30-40%) неспециализированного времени сессии отводится на дискуссию изобразительных работ и подведение итогов занятия. Если судить по личным описаниям и публикациям М. Либманн, дискуссии кроме этого в некотором роде структурируются. Так, например, каждому участнику группы может даваться возможность поведать о собственной работе без каких-либо комментариев либо вопросов со стороны окружающих, по окончании чего участники группы смогут делиться впечатлениями от работ друг друга либо задавать вопросы. Время от времени кроме этого может употребляться ретроспективный анализ работ, выполненных за определенный период времени, или техника гештальта, в то время, когда участникам группы предлагается высказаться от лица всей работы либо ее отдельных частей.

Как направляться из приводимых М. Либманн описаний собственной работы с группами, она не пробует трактовать ни изобразительную продукцию участников, ни групповой процесс, ни межличностные отношения участников группы.

М. Либманн деятельно трудится с различными по составу группами в г. Бристоль. Ее группы состоят, по большей части, из представителей местных сообществ. Так, например, она проводит сессии со смешанными детскими группами и взрослых, и с представителями «помогающих профессий». Длительность групповой работы в большинстве случаев мала. Часто М. Либманн проводит «группы однократных встреч», к примеру, такие, каковые связаны с проработкой женских неприятностей.

Литература

Беккер-Глош В. Арт-терапия в алексианеровской психиатрической поликлинике // Арт-терапия: хрестоматия /Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001

Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.. М: Медицина, 1989.

Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. М: Отвлечённый проект, 2000.

Инкманн Л. Kunst Haus Kannen // Арт-терапия: Хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина – СПб: Питер, 2001.

Келиш Э. В отыскивании смысла визуальных образов // Исцеляющее мастерство: издание арт-терапии. – 2002.—Том 5, №1. – С. 6-36.

Кери Л. Домашняя песочная психотерапия // Игровая домашняя психотерапия / Под ред. Ч. Шефера и Л. Кери. – СПб: Питер, 2001.

Копытин А. И. Системная арт-терапия. – СПб: Питер, 2001.

Копытин А. И. практика и Теория арт-терапии. – СПб: Питер, 2002.

Луззатто П. Кратковременная арт-терапия в остром психиатрическом отделении // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2000.

Макаров В. В. Лекции по психотерапии.— М: Отвлечённый проект, 2000.

МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психотерапевтических изучений посредством мастерства // Исцеляющее мастерство: издание арт-терапии. – 2002. – Том 5, №2. – С. 8-25.

Навратил Л. К предыстории и истории Дома живописцев в Гуггинге // Из мира аднаво в второй / Под ред. Р. Буксбаума и П. Штели. – Киев: Сфера, 1997.

Рутан Дж. И Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. – СПб: Питер, 2002.

Скейфи С. Диалектика арт-терапии // Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.

Уайтекер П. Перемещение, телесные ощущения и импровизация в арт-терапии // Исцеляющее мастерство: издание арт-терапии. – 2002. – Том 5, №1. – С.37-56.

Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами доктора. – СПб: Наука, 1992.

Хоган С. Неприятности идентичности// Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.

Юткейт Л. и Тельгер К. арт и Творчество душевнобольных-терапия в Алексианеровской психиатрической поликлинике г. Мюнстера // Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.

Ялом И. практика и Теория групповой психотерапии. – СПб: Питер, 2000.

Case, C. And Dalley, T. (1992) The Handbook of Art Therapy. London: Tavistock and Routledge.

Dax, C. (1953) Experimental Studies in Psychiatric Art. London: Faber.

Elliott, A. (2001) Concepts of the Self. Cambridge: Polity.

Gilroy, A. (2000) In Search of an Australian Art Therapy. International Networking Group of Art Therapists Newsletter. Vol. 13 (1), P. 3-10.

Gustafson, J. P. Cooper, L. (1979) Unconscious Planning in Small Groups. Human Relations, 32, 1039-1064.

Hill, A. (1945) Art Versus Illness. London: Allen Unwin.

Hogan, S. (1997) Feminist Approaches to Art Therapy. London: Routledge.

Kelly, O. (1984) Community, Art and the State: Storming the Citadels. London: Comedia.

Kramer, E. (1986) The Art Therapist’s Third Hand: Reflections on Art Therapy and Society at Large. The American Journal of Art Therapy, 24, 71-86.

Liebmann, M. (1986) Art Therapy for Groups. London: Croom Helm.

Liebmann, M. (1990) Art Therapy in Practice. London: Jessica Kingsley Publishers.

Liebmann, M. (1994) Art Therapy with Offenders. London: Jessica Kingsley Publishers.

Maclagan, D. (1985) Art Therapy in a Therapeutic Community. Inscape.

McNiff, S. (1992) Art as Medicine. London: Schambhala.

McNiff, S. (1999) Art-Based Research. London: Jessica Kingsley Publishers.

McNeilly, G. (1983) Directive and Non-Directive Approaches in Art Therapy. The Art in Psychotherapy 10 (4), 211-219 (Reprinted in Inscape, December 1984).

McNeilly, G. (1987) Further Contributions to Group Analytic Art Therapy. Inscape, Summer, P. 8-11.

McNeilly, G. (1990) Group Analysis and Art Therapy: A Personal Perspective. Group Analysis 23 (3), 215-224.

Rutan J. Stone W. (2001) Psychodynamic Group Psychotherapy. New York: Guilford Press.

Stacey, K. (1993) Exploring Stories of Lesbian Experience in Therapy: Implications for Therapists in a Postmodern World. Dulwich Centre Newsletter, 2, 3-13.

Stevens, A.

Thornton, R. (1985) Review of Gerry McNeilly’s Article and Non-Directive Approaches in Art Therapy. Inscape, Summer, 23-24.

Ulman, E. Dachinger, P. (1977) Art Therapy in Theory and Practice. New York: Schocken Books.

Wadeson, H. (1980) Art Psychotherapy. New York: Willey and Sons.

Waller, D.(1991) какое количество a Profession: The History of Art Therapy in Britain. London: Routledge.

Waller, D. (1993) Group Interactive Art Therapy. Its Use in Training and Treatment. London: Routledge.

Русский язык 3 класс Тематическая несколько слов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector