Сущность, структура и функции морали

1. функции и Понятие морали.

2. Структура морали.

3. долг и Совесть, как морально-психотерапевтические механизмы.

4. Самоконтроль личности.

5. Смысл жизни, счастье.

функции и Понятие морали

Моралью значительно чаще именуют идеально-теоретический уровень нравственного сознания.

Мораль – это форма публичного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра и зла, несправедливости и справедливости и закрепляющая в форме нравственных совершенств, правил, правил и норм поведения требования, предъявляемые обществом либо классом к человеку в его повседневной жизни.

Функции морали.Своеобразная сущность морали конкретно раскрывается во сотрудничестве ее исторически сформировавшихся функций:

а) регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Сущность в том, что не одни люди осуществляют контроль жизнь вторых, а любой сам сооружает собственную позицию, ориентируясь по моральным сокровищам. Идет саморегуляция и саморегулирование личности социальной среды в целом;

б) ценностно-ориентирующая. Мораль содержит крайне важные для человека ориентиры. И пускай они не носят конкретно практического значения, они нужны чтобы жизнь отечественная была людской, а не только биологической. Это представления о смысле судьбы, о предопределении человека, о ценности всего человеческого. Мы не думаем об этом каждый день, и лишь в то время, когда ценности нашей жизни постигает кризис, снова и снова задаемся вопросом: для чего живем? Так, задача морали – придавать повседневности отечественного бытия верховный суть, создавая его совершенную возможность;

в) познавательная. В морали имеется знания о нравственных понятиях, о правилах общежития людей, т.е. это не знание само по себе, а знание преломленное в сокровищах. Эта функция морали доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентируют его в мире окружающих культурных сокровищ, предопределяет предпочтение тех либо иных, каковые отвечают его интересам и потребностям;

г) воспитательная. Мораль ставит задачу приобщения индивида к ее понятиям, к выработке стереотипа поведения, превращения баз этики в привычку.

Но нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму свойство руководствоваться высшими соображениями и «идеальными» нормами, т.е. учит его поступать как должно, сохраняя наряду с этим собственную автономию.

Структура морали

В разные исторические эры существуют различные структуры нравственного сознания. Однако, возможно сказать о некоторых неспециализированных чертах структуры морального сознания. Ее главными элементами являются система ценностей и ценностных ориентаций, этические эмоции, нравственные суждения, и нравственные совершенства. В качестве элементов теоретического уровня нравственного сознания в его структуру входит исторически сложившаяся совокупность категорий морали (категории носят конкретно исторический темперамент – зло не всегда зло). Это категории хороша и связанные с ними категории смысла жизни, счастья, справедливости, совести. Разглядим эти элементы.

Моральные нормы – это устойчивая, утвердившаяся в публичном сознании расстановка узловых моральных сокровищ, воплощающаяся – с теми либо иными вариациями – и в сознании личном. В моральных нормах, как регуляторах публичной судьбе, в особенности четко выступает их особенное свойство – повелительность (императивность). В нормах аккумулируется в виде повеления нужный социально-исторический опыт многих поколений людей. Осознанная совокупность принципов и норм в большинстве случаев определяется как моральный кодекс.

Ценностная ориентация.Истории известны люди, подчинившие все собственные планы, надежды, эмоции какой-то одной возвышенной цели. И в обыденной жизни мы замечаем аналогичных людей. За каждой из этих целей прячется та либо другая моральная сокровище, на которую личность ориентируется в собственной жизнедеятельности, как на высшую (причем разные практические ориентации, к примеру, опытные – стать педагогом, доктором — смогут скрывать в себе одну и ту же неспециализированную моральную сокровище – помогать людям, испытать и показать собственные способности; и, наоборот, одинаковая практическая ориентация, скажем по приобретению той либо другой профессии, может скрывать разные ценностные ориентации: на принесение пользы людям через реализацию собственного призвания, на достижение престижа и известности, на накопление материальных благ). Свойство нравственного сознания направлять действия и помыслы человека на достижение той либо другой моральной ценности возможно охарактеризована как ценностная ориентация. В большинстве случаев число моральных сокровищ, на каковые ориентируется отдельный человек, не сводится лишь к какой-то одной-единственной. Вероятнее, это комплекс нескольких сокровищ, тесно между собой взаимосвязанных. Но в обычной для людей того либо иного общества структуре нравственного сознания возможно выделить одну, господствующую ценностную ориентацию, определяющую неспециализированную целенаправленность их поведения. В феодальном обществе это была ценностная ориентация на большой сословный статус, на достижение «хорошего» места в сословно-корпоративной иерархии. В буржуазном обществе – это ориентация на достаток как на высшую публичную и личную цель жизнедеятельности. Пронизывая все этажи психики человека, ценностная ориентация разрешает человеку мгновенно, обычно интуитивно, выбрать верную линию морального поведения. Она объединяет все компоненты нравственного сознания, подчиняя их единой цели, цементирует волю человека, придавая ей последовательность и целеустремлённость. Мировоззренческое осознание ценностной ориентации во большое количество крат увеличивает ее регулятивную мощность, повышает свойство человека к нравственному предвидению целей собственного поведения. Тут ценностная ориентация сопрягается с высшими представлениями о должном – с идеалом, пониманием смысла жизни и т.д. Ценностные ориентации смогут быть направлены как на ценности настоящие, так и фальшивые. Личность может с той либо другой степенью глубины осознавать либо по большому счету не осознавать собственную ценностную ориентацию. Случается, что настоящие ориентации прикрываются декларативными, призванными оправдать поведение личности. Бывает и так, что человек честно принимает внешнюю ориентацию, закрывающую его настоящие, эгоистические цели, за настоящую, за собственный настоящее намерение в поведении. Помимо этого, личность обычно усваивает кое-какие социально серьёзные сокровища формально; в этом ориентация и случай на них будет носить формальный темперамент. Так, установить настоящую ценностную ориентацию сознания человека очень сложно, часто ее возможно выяснить только по поведению в течении последовательности лет.

Степень моральности личности сильно зависит от укорененности в ее психике стойких ориентаций на ценности судьбы (причем ориентаций настоящих и действенных). Лишь тогда, в то время, когда у человека выкованы такие ценностные ориентации, можно считать, что обеспечена его неспециализированная моральная надежность.

функции и Структура сознания. Видеоурок по обществознанию 10 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector