Нравственность в рабовладельческом и феодальном обществах

С переходом к рабовладельческим отношениям связан и переход к фактически нравственным отношениям. Родо-племенные нравы разрушаются неоднозначным методом: или нарушаются и заменяются новыми, или их содержание, искажаясь, приспосабливается к обслуживанию взаимоотношений социального неравенства. Улучшается процесс вычленения морали из единого нерасчлененного первобытного мышления. Появляется этика – первая попытка философско-теоретического осмысления процессов нравственной судьбе и их мировоззренческого оправдания. Для этого этапа развития характерно наличие нравственности нравов рабовладельцев и нравственности рабов. Рабовладельцы стремились перевоплотить раба в кроткое существо. Наличие у раба высоких гражданских добродетелей города–страны – мужества, храбрости, преимущества – расценивалось как вызов, неуважение к господам. В один момент рабовладельцы стремились сохранить у рабов кое-какие черты их родовой морали, приспособив ее к своим классовым потребностям. Рабу стремились внушить, что его семья и господин – естественные его повелители, заменяющие ему род и потерянную отчизну. Но рабы не желали с этим мириться. Нарастание настроений протеста против рабства приводит к новым представления о ценности и преимуществе личности. самоотверженность и Мужество, товарищеская спайка нашли собственный проявление в восстании рабов. И не смотря на то, что восставшие рабы не имели совершенств, направленных в будущее, как раз в следствии их борьбы складываются новые, прогрессивные моральные требования, представления о преимуществе, ценности, моральной значимости каждого человека.

Эти новые представления начинают распространяться на всех людей. Представление об общечеловеческом равенстве, будучи шагом вперед если сравнивать с локальным характером требований родовой морали, начинается в течении истории, стимулирует освободительную борьбу трудящихся против несправедливости и угнетения. Что касается рабовладельцев, то среди них культивировались мужество, храбрость, стойкость, верность городу-стране, воинская доблесть, презрение к мирному труду, жесткость в войнах, властолюбие.

Настоящая противоречивость морали рабовладельческого класса приобретает отражение в этике, мастерстве, где поднимаются неприятности добра и зла, несправедливости и справедливости, свободы и судьбы. Многие писатели античности бичуют такие пороки, как жажда наживы, невежество, рвение к роскоши, обман, разврат. Наивысшей свободой провозглашается нравственное совершенство. Так в древней этике формируются гуманистические представления о назначении человека, смысле его жизни. И не смотря на то, что сейчас уже наметился разрыв между провозглашаемыми практикой и принципами поведения, само выдвижение требования самосовершенствования, равенства всех перед моральным законом, утверждение преимущества каждой личности – все это было шагом вперед в историческом развитии нравственности.

Следующий этап – феодализм. Нравственные отношения этого периода имели форму, подобную социальной пирамиде, на вершине которой был правитель, а у основания – ремесленники и крестьяне. Между ними размешались такие сословия, как духовенство, дворянство, купечество. Каждое из них имело четко очерченный статус, соответственно, особенный комплект подобающих этому сословию прав и обязанностей, добродетелей и грехов. Аристократу должны быть свойственны благородство, щедрость, верность слову; торговцу – честность; крестьянину – трудолюбие; монаху – целомудрие. Отношение между сословиями определялось их иерархией. Тот, кто выше на социальной лестнице, тот выше и в моральном замысле. (Так, бывают люди «добропорядочные» и «подлого» рождения). Исходя из этого и ответственность, и справедливость тут не однообразны для всех (представление о чести и верности носило сословно-ограниченный темперамент). И привелигированные, и простые люди строят взаимоотношения по принципу «отцы-дети». Крестьяне – «дети» собственного сеньора, а феодал – их хороший «папа», правитель – «папа» собственных подданных, мастер – подмастерьев, а Всевышний – всех людей. Итак, корпоративная спаянность в сословий и иерархическая подчиненность между ними определяет темперамент нравов эры феодализма.

Этическое осмысление действующей морали совершалось сейчас в рамках религиозного мировоззрения. Религия выдвигала «божественное» требование «выполнять собственный место» в жизни, а самым громадных грехом объявляла гордыню, неповиновение.

Феодальные нравы в целом были внутренне глубоко противоречивы. Так, труд феодалы ненавидели, но в один момент в официальной морали признавали его сокровище, стимулируя трудолюбие угнетенных. Будучи шагом вперед если сравнивать с нравами рабовладельческого общества, они вместе с тем сковывали развитие и инициативу личности цепями сословных религиозного фанатизма и зависимостей.

Многовариантность публичного развития ?? ЕГЭ по обществознанию без репетитора


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: