Сегментирование транспортного рынка

Сегментирование транспортного рынка заключается в его разделении на группы потребителей (грузовладельцев, пассажиров) — рыночные сегменты, которые могут быть ориентированы на разные условия осуществления перевозок и, соответственно, требовать разных маркетинговых усилий. Сегмент рынка транспортных услуг можно охарактеризовать как группу грузовладельцев или пассажиров, характеризующуюся однотипной реакцией на предлагаемый уровень качества транспортного обслуживания и на набор маркетинговых стимулов[7].

Конкретная транспортная продукция (перевозка конкретного груза определенным видом транспорта определенного качества) должна быть четко позиционирована на конкретный сегмент, однако один и тот же грузовладелец может принадлежать к различным сегментам рынка и пользоваться услугами транспорта, позиционированными на конкретные сегменты.

Разграничение перевозок по сегментам рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта в условиях конкуренции способствует:

— улучшению результатов финансовой деятельности транспорта;

— оптимизации сфер использования различных видов транспорта;

— рационализации транспортно-экономических связей и размещения производства с учетом транспортного фактора;

— расширению сферы использования рыночных принципов хозяйствования;

— учету дифференциации социально-экономических условий жизнедеятельности общества.

Выделение конкурентных сегментов на рынке транспортных услуг связано с учетом ряда технических, экономических и законодательных требований и ограничений, таких как [7]:

— несопоставимость видов и условий государственной поддержки строительства и эксплуатации инфраструктуры по видам транспорта;

наличие альтернативных вариантов осуществления перевозки;

— взаимозаменяемость транспортных услуг (качественные характеристики);

— доля на рынке транспортных услуг;

— затраты перевозчиков и уровень тарифов на перевозки;

— доля транспортных затрат в цене продукции в пункте потребления;

— платежеспособность пользователей транспортных услуг;

— структура конкретных грузопотоков (и пассажиропотоков) между видами транспорта;

— сопоставимость систем ценообразования по видам транспорта.

Конкурентные сегменты определяются на основе анализа рынка перевозок по следующим критериям (рисунок 1.2) [7]:

§ По видам транспорта.

§ По видам деятельности: грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении, услуги инфраструктуры, осуществление ремонтных работ и прочие.

§ По степени транспортной обеспеченности.

§ По природно-географическому признаку (сложившиеся сферы использования видов транспорта).

§ По характеру перевозки: внутренняя, внешнеторговая, транзитная (рас-пределение перевозок грузов по объемам, родам грузов, пунктам отправления и назначения, маршрутам перевозки и критериям качества обслуживания грузовладельцев).

§ По родам грузов.

§ По типу транспортно-технологических систем (контейнерная, контрейлерная и т.п.).

§ По направлениям перевозок.

§ По роду подвижного состава.

§ По принадлежности подвижного состава.

§ По объемам погрузки и дальности перевозки.

§ По уровню качества транспортного обслуживания грузовладельцев: срокам доставки; условиям оплаты; степени сохранности грузов; периодичности и регулярности перевозок; особенностям договора и прочие.

§ По уровню качества обслуживания пассажиров:

— по скорости доставки пассажиров в пункт назначения;

— по удобствам прибытия в конечный пункт;

— по уровню обслуживания на вокзалах, станциях, в пути.

Выделение сегментов на рынках транспортной продукции может быть основано на отраслевой классификации номенклатуры грузов, характере деятельности транспортной компании, виде перевозок, цене и т.д.

В работах различных авторов [7, 9, 18 и др.] представлены разные подходы к сегментации транспортного рынка. Например, А.В. Анненков предлагает производить следующее разбиение на сегменты рынка транспортной продукции[9]:

1. по признакам грузовой перевозки, выполняемой железнодорожным транспортом, т.е. по транспортному продукту (рисунок 1.3);

2. по группам грузовладельцев (рисунок 1.4);

3. по основным конкурирующим транспортным предприятиям (рисунок 1.5).

Первый подход используется в управлении и планировании железнодорожных перевозок на различных административных уровнях и необходим для:

1. создания плана формирования и графика движения грузовых поездов;

2. анализа и прогнозирования грузовых перевозок по видам сообщения;

3. организации хозяйственной деятельности компании и анализа результатов деятельности;

4. общей оценке перспектив развития спроса на определенные виды перевозок.

Различают четыре основных класса признаков грузовой железнодорожной перевозки (рисунок 1.3):

— пространственно-временные признаки процесса перемещения (продолжительность перевозки, расстояние и маршрут перевозки);

— параметры перевозимого груза (род (наименование) груза и его масса);

особенности условий и организации перевозки грузов (категория отправки, режим скорости перевозки (большая, грузовая, почтовая и дифференцированная), используемый тип подвижного состава, набор дополнительных услуг и другие);

Сегментирование транспортного рынка

Сегментирование рынка

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector