Транспорт каждой страны является составной частью международной сети транспортных коммуникаций. Для ее пользования ею уже с незапамятных времен в качестве унифицированного инструмента общения и обмена информацией люди, занятые в этой сфере услуг, создавали и развивали общий доступный всем профессиональный язык. История свидетельствует, что на разных ее этапах в его основу закладывался латинский, арабский, старославянский, испанский, французский и другие языки. Начиная с XVII столетия, приоритетным оказался английский язык, поскольку Великобритания завоевала статус «владычицы морей» и международной торговли.
В XX веке с общим процессом интернационализаци транспорта, вовлечения в его орбиту многоязычной человеческой массы предпринимались различные варианты совершенствования языкового общения в этой сфере услуг. Создавались справочники эквивалентности транспортной терминологии, вводились аббревиатурные символы и т.д.
Глобализационные процессы в мировой экономике, универсализация международными организациями толкования основных терминов на базе английского языка привели к тому, что на рубеже XX и XXI столетий сложился всемирный современный язык для передачи и обмена транспортной информацией на грамматической и лексической основе английского языка с включением в неё удачных заимствований из французского, испанского, немецкого, русского и других языков. Этому процессу содействует и то, что введение любых международных или национальных установлений в области транспорта сопровождается в настоящее время преамбулами, в которых приводятся толкования терминов, требующихся для взаимопонимания в конкретном контексте.
Удачным примером такой методики явилось введение единой терминологии в текст, принятого в 2003 г. Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖТ РФ). В Статье 2 Устава дается толкование «основных понятий», которыми мы воспользуемся в качестве терминологической основы для их толкования применительно и к другим отраслям транспорта.
Грузовладелец (merchant) — юридическое или физическое лицо, являющееся собственником перевозимого товара на рассматриваемом отрезке цепи его транспортировки. В качестве грузовладельцев могут выступать не только отправители или получатели грузов, но и посредники — транспортно-экспедиторские фирмы и организации, операторские компании, собственники подвижного состава, другие лица и организации.
Перевозчик (transport company) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки тем или иным видом транспорта или в смешанном (мультимодальном — multimodal) сообщении обязанность доставить пассажира, вверенный ему отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченому на его получение лицу (получателю).
Грузоотправитель / отправитель (consignor, shipper) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.
Грузополучатель (consignee, receiver, recipient) — физическое или юридическое лицо, которое хотя и не участвует в заключении договора перевозки, но управомочено на получение груза, багажа, грузобагажа. Он также несёт определённые обязанности, приобретает некоторые права требовать, например, возмещения стоимости груза в случае его утраты и др.
Груз — любое имущество (в том числе изделия, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятое в установленном порядке в соответствии с договором для перевозки в транспортных средствах и в грузовых единицах — контейнерах, трейлерах и др., позволяющих удобную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта.
Транспортное средство — устройство, предназначенное для транспортировки людей и/или грузов (грузовые автомобили, вагоны, суда, самолеты и др.).
Инфраструктура транспорта (lines of communications, ways) — среда, в которой (по которой) проходит маршрут транспортного средства или технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, каналы, шлюзы, станции и порты, причалы, устройства электроснабжения и радионавигации, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудования.
Владелец инфраструктуры (owner of lines of communications) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее инфраструктуру на праве собственности или ином праве (например, аренды) и оказывающие услуги по её использованию на основании соответствующих лицензии и договора.
Транспортный документ (document of carriage, shipping document) —документ, подтверждающий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа, груза (транспортная накладная, коносамент, проездной документ — билет, багажная, грузовая квитанция и др.).
Правила транспортно-экепедиционной деятельности определяют её как предпринимательскую по организации перевозок грузов любыми видами транспорта, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, а также осуществление экспедитором на основе договора экспедирования (транспортной экспедиции) услуги по организации перевозок любыми видами транспорта.
В Правилах содержатся следующие определения, относящиеся к этой сфере транспортных услуг.
Экспедитор — лицо (сторона договора транспортной экспедиции), принявшее на себя обязанность выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов.
Клиент (customer) — индивидуальный предприниматель, лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение услуг экспедитора.
Мы будем в дальнейшем пользоваться следующими терминами.
Доставка (delivery) — комплекс услуг по обеспечению транспортировки груза от отправителя до получателя.
Экспедитор принимает на себя выполнение услуг, обеспечивающих отправление, перевозку и получение груза, в том числе тех, которые обязан выполнить клиент, согласно порядку, установленному на соответствующем виде транспорта. В современных условиях под доставкой груза понимается технологический процесс транспортировки груза от производителя к терминалу в месте отправления и из последнего в пути следования терминала в место назначения или со склада поставщика в место окончательного потребления.
Транспортный агент (transport agent) — любое юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организующее обслуживание транспортного средства.
Владелец транспортного средства (owner) — юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющее или распоряжающееся транспортным средством, заключившее с агентом договор транспортного агентирования. На всех исторических этапах развития транспорта владелец транспортного средства пользовался, как правило, услугами транспортного агента. Агент обеспечивает обслуживание транспортного средства в любом географическом пункте, осуществляет заботу об его экипаже, прием груза на транспортное средство и выдачу груза, контролирует взаимодействие владельца и экипажа транспортного средства с местными властями. Современное законодательство разрешает совмещение в одном юридическом, физическом лице или индивидуальном предпринимательстве обязанности экспедитора и транспортного агента («транспортный агент» становится «экспедитором» и наоборот).
Соответственно, доставка груза «от двери до двери» рассматривается как комплекс услуг по обеспечению перемещения груза от грузоотправителя до грузополучателя всеми видами транспорта и в любом сообщении, при котором экспедитор или транспортный агент, выполняющий функции экспедитора, принимает груз у грузоотправителя с обязательством передать его грузополучателю под расписку в пункте, указанном клиентом.
Под «грузом» при этом понимается любое имущество, в отношении которого экспедитор или транспортный агент осуществляет организацию перевозки груза в соответствии с договором транспортной экспедиции или агентирования.
Смешанная перевозка (мультимодальная — multimodal transportation) — перевозка грузов двумя или более видами транспорта. Такая перевозка грузов, сгруппированных в грузовые единицы — контейнеры, трейлеры, лихтеры называется интермодальной (intermodal transportation).
Мультимодальные перевозки требуют единой базисной номенклатуры перевозимых грузов для всех ее участников. Она предполагает общий классификатор скорости передвижения грузов по назначению на всем пути следования с учетом пределов в каждом виде транспорта, конструкционной и технической, присущей транспортному средству каждого вида. Мультимодальная перевозка общего пользования как Единая транспортная система (ETC) предполагает определенный ее правовой и административный статус.
Таким образом, идет ли речь о перевозке товара или о доставке в системе внутреннего хозяйственного оборота первым звеном в транспортно-логистической цепочке являются контракт купли-продажи или договор поставки (или другие соответствующие им документы), определяющие порядок движения материальных ценностей между организациями и предприятиями хозяйствующего субъекта.
Договор перевозки оформляется только после заключения договора купли-продажи, а не наоборот.
АНОНС !!! Мастер-класс по продажам транспортных услуг 14.03.2019