Все типы ответственности проявляются не только во внутренней организации менеджмента, но и во взаимоотношениях организации и общества, которые имеют большое значение в развитии того и другого.
В современных условиях решающую роль играет социальная ответственность корпораций. По мере развития производства, научно-технического прогресса, урбанизации жизни возникают и обостряются новые, чрезвычайно сложные проблемы: экологические, социально-экономические, технические, информационные, урбанистические, культурологические и др. От комплексного решения этих проблем зависит будущее цивилизации. Но решение их в значительной мере определяется деятельностью современных корпораций, их ответственностью перед обществом и будущим. Вот почему проблема корпоративной социальной ответственности сегодня становится центральной проблемой менеджмента. Ее решение в экономическом, научно- техническом, социально-политическом ракурсе волнует умы многих представителей политики, науки, бизнеса и менеджмента.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) — реализация интересов компании (корпорации) посредством обеспечения социального развития ее коллектива и активного участия компании в развитии общества[1] .
Понятие КСО включает:
- ответственность организации перед партнерами;
- социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции и услуг;
- корпоративное развитие — проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей высшего менеджмента компаний, персонала и общественных организаций;
- здоровье и безопасность персонала на рабочем месте;
- ответственную политику в отношении работников, управление развитием персонала;
- экологическую ответственность, экологическую политику и использование природных ресурсов;
- взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
- ответственность организации перед обществом в целом.
Корпоративная социальная ответственность в отличие от правовой подразумевает определенный уровень добровольного стремления выделять финансовые и материальные ресурсы на решение социальных проблем со стороны менеджмента организации.
Жизнеобеспечение общества обусловлено в процессах жизнедеятельности уровнем потребляемых ресурсов и производством материальных благ. Совокупность территорий, природных ресурсов, населения в среде его проживания составляет жизненное пространство общества, пространство деятельности организаций.
В российском менеджменте все больше увеличивается число участников, которые считают, что социальная ответственность перед собственным персоналом и перед обществом — это не что-то исключительное, порождаемое лишь особыми обстоятельствами, а норма, вытекающая из самой сущности деятельности организации.
Объектами корпоративной социальной ответственности являются: экология, демография, безопасность, здоровье, образование, культура, наука, информация, отдых . Эти области развития человека и общества нуждаются в поддержке со стороны бизнеса, поддержке прежде всего экономической, а также политической, организационной. Для построения системы ответственности с учетом ее разнообразия необходимо знать характеристики ответственности в полном их составе и объеме.[2]
Классификация КСО.
История исследований корпоративной социальной ответственности (КСО) насчитывает уже несколько десятилетий, но вопрос о разработке ее классификации остается открытым. Большинство широко известных научных работ посвящено исследованию различных моделей и способов КСО. Однако отсутствуют работы отечественных и зарубежных авторов, в которых максимально полно представлены виды КСО по различным классификационным признакам, а также определено влияние их особенностей на элементы учетной системы организации. Для более объективного раскрытия характеристик КСО как инновационной системы управления, обоснования специфики социального учета необходима дальнейшая разработка ее классификации с использованием новых и уточненных классификационных признаков. Решение этих вопросов может во многом способствовать развитию теоретических положений КСО, практике ее использования в деятельности организаций, а также теоретических и организационных положений учета.
Представим в табличной форме наиболее полную классификацию КСО на основе обобщения ее характеристик по признакам (табл. 1).
Различные виды КСО по характеру влияния на особенности применяемой экономическим субъектом системы управления целесообразно объединить в две группы:
1) виды КСО, определяющие ее общую модель, влияние которых опосредованное;
2) виды КСО, определяющие ее специфику в организации, влияние которых непосредственное. Такая группировка позволяет более наглядно представить характеристики КСО, которые в большей степени зависят от выбора экономического субъекта[3].
Лекция 1. Сущность и основные подходы к корпоративной социальной ответственности