(Вместо введения)
Одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его
способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению,
творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели
потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью культуры,
которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных)
способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества,
самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее “улучшающем”
характере, в “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в
способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания,
конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и
освоения, потребления) “предмета культуры” человек рефлектирует относительно
его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного
продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между
людьми и т.д.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной,
творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности,
строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать,
освоить и усовершенствовать.
По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое
проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе
рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках
религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной
культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй
реальности” с помощью образа, знака, символа и др.
По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей
общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального
устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и
т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в
рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего
развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”)
и др.
Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными
составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной
деятельности — в виде специализированных технологий. Например, синтез
художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна;
соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и
педагогического проектирования — идеологию и т.д.
Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-
культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и
технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-
педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий
имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в
свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее
исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической
реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит
способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий
и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и
задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа
будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен
идеальный замысел — предваряющий действие проект.
Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы
во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного
проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной
ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих
основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В этой связи
чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в учебные программы
предмета “Основы социально-культурного проектирования”, целевая установка
которого состоит в том, чтобы обеспечить будущих специалистов технологией
инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и
программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-
культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать
проектные качества и способности личности, ее умение конструировать
собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся
нестандартных ситуациях.
Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования
обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область
применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых,
владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит
специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-
управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной
сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность
специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и
оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе
рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне
их.
Структура пособия и специфика изложения материала во многом обусловлены
характером проектной деятельности. В этой связи теоретическую основу
материала нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания,
поскольку проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук
— культурологии, социологии, психологии и т.д.
Каждая глава начинается с перечисления основных дидактических единиц, которые
раскрывают в тезисной форме основное содержание главы и могут служить основой
формулировки вопросов для самоконтроля и оценки уровня освоения материала.
Особое место в работе занимает материал, раскрывающий методологическую базу
проектной деятельности, поскольку технология социолькультурного
проектирования связана с вмешательством в реальные социокультурные процессы.
Как известно, технология сама по себе “безразлична” к порождаемым ею
результатам — скальпелем хирурга можно избавить человека от болезни, а можно
и лишить его жизни. Вот почему отработка технологических навыков и приемов
должна стать заключительным этапом и итогом образовательного цикла, логику
которого можно выразить семантическим рядом: “ценности — цели — знания —
методы”, отражающим суть подготовки любого специалиста гуманитарного профиля.
Это значит, что в основе овладения любой технологией должно лежать четыре
концептуальных блока (или уровня):
Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности
выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты,
которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры,
своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в
ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости
от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно
исключающей целевой установкой. Данные уровни проектной деятельности
обеспечиваются материалами I и II глав пособия, где раскрывается теоретические
основания и принципы проектирования, анализируются различные уровни и грани
культуры как объекта проектирования, характеризуется сущность и технология
проблемно-целевого анализа, выявляется специфика современной социокультурной
ситуации и описывается проблемное поле проектной деятельности. В процессе
подготовки этих глав авторы всесторонне учли конструктивные идеи, выводы и
положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования —
В.М.Розина, Т.М.Дридзе, Э.А.Орловой, И.В.Жежко и др.
Знания и методы — это предписания о целях и способах
деятельности. В пособии этой составляющей образовательного цикла соответствуют
главы III, IV, V, VI, в которых описывается технология формирования
региональных культурных программ, дается методика формирования локальных
проектов социально-культурной и социально-педагогической направленности,
выявляются возможности применения игровых методов в проектировании,
раскрывается технология оформление и продвижения заявок на финансирование
проектов.
Кафедра социально-культурных технологий и туризма. ПГИК.