Проектная сущность социально-культурных технологий

(Вместо введения)

Одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его

способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению,

творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели

потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью культуры,

которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных)

способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества,

самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее “улучшающем”

характере, в “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в

способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания,

конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и

освоения, потребления) “предмета культуры” человек рефлектирует относительно

его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного

продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между

людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной,

творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности,

строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать,

освоить и усовершенствовать.

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое

проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе

рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках

религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной

культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй

реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей

общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального

устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и

т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в

рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего

развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”)

и др.

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными

составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной

деятельности — в виде специализированных технологий. Например, синтез

художественного и технического проектирования рождает технологию дизайна;

соединение различных элементов социального, духовно-ценностного и

педагогического проектирования — идеологию и т.д.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-

культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и

технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-

педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий

имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в

свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее

исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической

реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит

способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий

и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и

задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа

будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен

идеальный замысел — предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы

во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного

проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной

ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих

основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В этой связи

чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в учебные программы

предмета “Основы социально-культурного проектирования”, целевая установка

которого состоит в том, чтобы обеспечить будущих специалистов технологией

инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и

программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-

культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать

проектные качества и способности личности, ее умение конструировать

собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся

нестандартных ситуациях.

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования

обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область

применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых,

владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит

специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-

управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной

сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность

специалиста на рынке труда — умение разработать социально значимый проект и

оформить заявку на его финансирование — это реальная возможность создать себе

рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне

их.

Структура пособия и специфика изложения материала во многом обусловлены

характером проектной деятельности. В этой связи теоретическую основу

материала нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания,

поскольку проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук

— культурологии, социологии, психологии и т.д.

Каждая глава начинается с перечисления основных дидактических единиц, которые

раскрывают в тезисной форме основное содержание главы и могут служить основой

формулировки вопросов для самоконтроля и оценки уровня освоения материала.

Особое место в работе занимает материал, раскрывающий методологическую базу

проектной деятельности, поскольку технология социолькультурного

проектирования связана с вмешательством в реальные социокультурные процессы.

Как известно, технология сама по себе “безразлична” к порождаемым ею

результатам — скальпелем хирурга можно избавить человека от болезни, а можно

и лишить его жизни. Вот почему отработка технологических навыков и приемов

должна стать заключительным этапом и итогом образовательного цикла, логику

которого можно выразить семантическим рядом: “ценности — цели — знания —

методы”, отражающим суть подготовки любого специалиста гуманитарного профиля.

Это значит, что в основе овладения любой технологией должно лежать четыре

концептуальных блока (или уровня):

Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности

выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты,

которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры,

своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в

ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости

от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно

исключающей целевой установкой. Данные уровни проектной деятельности

обеспечиваются материалами I и II глав пособия, где раскрывается теоретические

основания и принципы проектирования, анализируются различные уровни и грани

культуры как объекта проектирования, характеризуется сущность и технология

проблемно-целевого анализа, выявляется специфика современной социокультурной

ситуации и описывается проблемное поле проектной деятельности. В процессе

подготовки этих глав авторы всесторонне учли конструктивные идеи, выводы и

положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования —

В.М.Розина, Т.М.Дридзе, Э.А.Орловой, И.В.Жежко и др.

Знания и методы — это предписания о целях и способах

деятельности. В пособии этой составляющей образовательного цикла соответствуют

главы III, IV, V, VI, в которых описывается технология формирования

региональных культурных программ, дается методика формирования локальных

проектов социально-культурной и социально-педагогической направленности,

выявляются возможности применения игровых методов в проектировании,

раскрывается технология оформление и продвижения заявок на финансирование

проектов.

Кафедра социально-культурных технологий и туризма. ПГИК.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector