Периодизация античной философии

Возникнув в конце VII — начале VI в. до н.э. древнегреческая философия проделала более чем тысячелетний путь развития, завершение которого совпадает с периодом упадка и гибели Римской империи (V в. н.э.). По разным основаниям всю эту многовековую историю философской мысли можно подразделить на несколько периодов.

Учитывая различия между процессами генезиса, становления философии и существованием уже сложившихся форм философского знания выделяются ее протофилософский и собственно философский этапы.

Здесь о философии и философствовании в полном смысле слова можно говорить лишь начиная с элейской школы (кон. VI — V в. до н.э.). Ее предшественницами в идейном, но не всегда временном отношениях были Милетская школа и философия Гераклита, общее их именование — ионийская философия, школа пифагорейцев, тесно примыкавшее к ней учение Эмпедокла, наконец, учение родоначальника философии в Афинах -—Анаксагора (ок. 500 — 428 гг. до н.э.). После элеатов античная философия представлена школой атомистов (Левкипп и Демокрит), софистами, Сократом, сократическими школами (школа киников, школа киренаиков, мегарская школа), Платоном, Аристотелем, Эпикуром и эпикурейцами, стоиками, скептиками, наконец, неплатонизмом, основоположником которого был Плотин (204 — 270 гг. н.э.).

Общее название для послеаристотелевской философии — философия эпохи эллинизма и поздней античной классики.

Но в данном случае речь идет не о характеристике самого типа философствования, как в случае протофилософии, а о характеристике определенной эпохи в истории античного мира (эпоха эллинизма), определившей основные направленности и содержание философской проблематики, отношение данной философской традиции к предшествующей.

Эллинистический период (338 г. до н.э. — 30 г. до н.э.) — время существования ряда крупных государственных образований: Македонии, государства Селевкидов, птолемеевского Египта, возникших после завоеваний Александра Македонского. Это время взаимовлияния греческой и восточных культур, в частности, распространение по всему эллинистическому миру греческого философского мировоззрения. Гибнет суверенный греческий полис, уступая место олигархическим и тираническим режимам. Девальвируются традиционные гражданские ценности: патриотизм, свободолюбие, доблесть, гражданская ответственность. Основными чертами эллинистического человека становятся космополитизм и индивидуализм.

В общем и целом традиции древнегреческой философии сохраняются, однако они утрачивают свой творческий потенциал, обращаются на самих себя, основное место в них занимает комментирование и истолкование старых философских текстов. На первый план выходят проблемы этики, как учения о нравственности. Цель философии — поиск правил достижения совершенного добродетельного образа жизни, счастья. В решении этих проблем эпикурейцы обращаются к атомистике Левкиппа и Демокрита, стоики — учению Гераклита, скептики (от древнегреческого «скепсис» — рассматривание, разглядывание, колебание) — к традиции софистики. По времени и идейно к эллинистической философии примыкает философия периода Римской республики (III-I вв. до н.э.) и периода упадка и гибели Римской империи (I-V вв. н.э.). Эпоха эллинизма характеризуется еще рассветом научного и инженерного, технического знания, его специализацией, выделением из общего контекста философского знания; таковы математика, физика и инженерия, астрономия, анатомия, история, филология.

По другим основаниям, учитывая главные векторы античного философского мышления, историю философии Древней Греции можно подразделить на три периода: космологический, когда основным предметом философской рефлексии выступает природа, космос, то есть мировое целое, мировой порядок, в отличие от хаоса, антропологический (начиная с софистов и Сократа), когда «философия обратила свой взор внутрь и сделала своим объектом человеческие поступки», систематический, охватывающий развитие трех великих систем греческой философии: системы Демокрита, системы Платона, и системы Аристотеля [4].

Еще одной периодизацией древнегреческой философии, основанием которой служат общие особенности античной мысли, является ее деление на досократовский (творчество философов, живших до Сократа) и послесократовский периоды. Отчасти эта периодизация совпадает с предыдущей, различающей космологический и антропологический периоды античного философствования.

!Задание 3.1.Сопоставьте существующие типы периодизации истории античной философии.

2.4 Античная философия: Сократ, Платон, Аристотель — Философия для бакалавров

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector