Аналитика.

Поворот экзистенциалистской философии к построению новой онтологии. На первый план выдвинуто не безличное бытие мира, а человеческое бытие, в которое в свою очередь были акцентированы лишь некоторые аспекты и моменты.

Итак, помыслить бытие во времени есть основная задача философа. Хайдеггер начинает с прояснения самого смысла вопроса о бытии. Надо сперва выяснить, каково же то сущее, которое ставит вопрос о бытии. Поэтому анализ Dasein становится той основой, фундаментом, на котором может быть сформулирован главный вопрос, волнующий Хайдеггера. Эту подготовительную работу философ и называет фундаментальной онтологией. В свою очередь ее главная составляющая — аналитика Dasein. Хайдеггер неоднократно разъяснял (Кант и проблема метафизики, Цолликонеровские семинары): понятие аналитики лишь подсказано употреблением этот термина в греческой традиции и у Канта.

Сущность Dasein заключена в его экзистенции. При этом Хайдеггер делает оговорку: экзистенция в применении к Dasein не тождественна традиционному толкованию термина existentia, где превалировал внешний эффект наличности. Речь идет, согласно Хайдеггеру, о способе быть, которое специфично именно для Dasein.

Итак, Dasein есть бытие, наделенное сознанием, есть здесь-(тут-)бытие, т.е. присутствие. Но такое здесь-присутствие, через которое говорит само бытие.

В основе онтологии Хайдеггера, глубоко повлиявшей на дальнейшее развитие экзистенциализма — основательное продумывание темы экзистенции, или человеческого существования. Чем отличается человеческое сущее от всех других сущих? Иным способом существования. В § 12 Бытия и времени, а также в последующих работах Хайдеггер акцентирует понятие экзистирование. Сущее, существующее способом экзистенции, это человек. Только человек экзистирует. Скала существует, но она не экзистирует. Дерево существует, но оно не экзистирует. Лошадь существует, но она не экзистирует. Ангел существует, но он не экзистирует. Бог существует, но он не экзистирует». Предложение: человек экзистирует означает: человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии. Специфика человека определяется имскорее не через разум, сознание, не через специфику деятельности, а через особое положение человеческого сущего в бытии и через устанавливание по отношению к бытию.

Хайдеггер именует экзистенцией способность здесь-бытия, Dasein, особым образом устанавливаться по отношению к бытию — быть открытым к непотаенности бытия. Тем самым Dasein обретает, согласно Хайдеггеру, преимущества перед всяким сущим. Человеческое сущее решающим образом определено экзистенцией . Здесь-бытие,продолжает Хайдеггер, есть сущее, которое в своем бытии понимающим образом устанавливается к этому бытию.Или, как мы уже видели из разъяснений Хайдеггера: здесь-бытие экстатирует(S.52-53). Особенности и преимущества Dasein, разъясняет Хайдеггер, состоят в том, что оно — единственное бытие, которое способно вопрошать о самом себе и бытии вообще, благодаря чему оно, собственно, и устанавливает себя (устанавливается) по отношению к бытию (S.7). Вот почему такое Dasein, или бытие-экзистенция, и есть, согласно раннему Хайдеггеру, фундамент, на котором должна строиться всякая онтология.

Хайдеггеровское понимание специфики человеческого бытия не лишено оснований. Ни одно из известных нам живых существ, кроме человека, не способно помыслить, задаться вопросом о бытии как таковом, — об универсуме и его целостности, о своем месте в мире.

Итак, первый шаг экзистенциалистской онтологии Хайдеггера — констатация изначальности человеческого бытия как бытия-вопрошания, бытия-установления, как бытия, которое есть я сам.Следующий онтологический шаг, который экзистенциалисты — Хайдеггер и другие — приглашают сделать своего читателя состоит в том, что вводится понятие и тема бытия-в-мире (S.56-57). Ведь суть человеческого бытия, действительно, состоит в том, что это бытие-в-мире, связанное с бытием мира.

Бытие-в-мире светится, по Хайдеггеру, через делание, а делание раскрывается через заботу. Не следует, поясняет мыслитель, путать заботу как категорию философии с конкретными тяготами, печалью, жизненными заботами — в философии экзистенциализма речь идет об общей, метафизической заботе: обеспокоенности миром, самим бытием. Итак, Dasein способно не только вопрошать о бытии, но и заботиться о себе как бытии, заботиться о бытии как таковом.

Проблема времени.

Хайдеггер устанавливает: исходная онтологическая основа экзистенциальности Dasein — это временность (Zeitlichkeit). Хайдеггер воздвигает своеобразную онто-феноменологию смерти. Именно через аналитику феномена смерти Хайдеггер надеется подобраться к охвату целостности Dasein (§ 47). Анализ Хайдеггера противоречив, даже парадоксален.

Парадокс состоит в следующем. Через обращение к смерти предполагается осмыслить da, т. е. здесь, вот, именно бытийную сторону Dasein. Однако со смертью каждого человека кончается это da, здесь-, вот-присутствие. Так, может быть, смерть другого поможет высветить этот экзистенциал? Нет, отвечает Хайдеггер. Ибо смерть, насколько она есть, всегда моя (§ 47). Умирание показывает, что смерть онтологически конституируется всегда-мне-принадлежностью и экзистенцией (С. 240).

Надо учесть, что экзистенциальная интерпретация смерти должна предшествовать всякой биологии и онтологии жизни. Хайдеггер и предлагает, в итоге скрупулезных размышлений над темой умирания, следующее экзистенциальное толкование смерти: человеческое Dasein перед лицом смерти поставлено перед возможностью — без первичной опоры на озаботившуюся заботливость — быть самим собой. Но это возможно через страстную свободу к смерти, которая отрешается от всех людских иллюзий и поэтому предстает как уверенная в себе, как наводящая ужас(§ 53). Так Хайдеггер раскрывает смысл категории бытие к смерти. Но и экзистенциальное обращение к проблеме смерти пока не дало разрешения центрального вопроса: ибо заступание в смерть не дает гарантии способности быть». В феномен заботы прочно встроены экзистенциальные феномены смерти, совести и вины. Членение целости, их структурного целого стало еще богаче и тем самым экзистенциальный вопрос о единстве этой целостности еще настоятельнее (С. 317).

И вот только после этого Хайдеггер переходит, наконец, к теме времени (§ 65). Исходное единство структуры заботы лежит во временности. Если Dasein есть, то тем самым уже поставлен вопрос и о вот, теперь, т.е. о настоящем и о будущем.Первичный феномен исходной и собственной временности есть будущее.

Dasein — такое здесь-бытие, которое имеет отношение к пространству, но пространственным(в том же смысле, в каком пространственная протяженная вещь)не является. Основа вторжения Dasein в пространство, согласно диалектическому взгляду Хайдеггера, это время, а именно экстатично-горизонтная временность(§ 70). В центре второго раздела Бытия и времени — проблема временности и историчности. Анализ историчности Dasein — это попытка доказать, что сущее не потому временно, что выступает в истории, но напротив, оно потому исторично, что в основе своего бытия оно характеризуется временностью (§ 72). Лишь собственная временность, которая вместе с тем конечна, делает возможным нечто подобное судьбе, т.е. собственную историчность (§74). Хайдеггер анализирует такой сущностный момент озаботившегося времени как датируемость, задавая вопрос: что есть теперь и теперь-структуры времени? Экзистенциальная концепция обосновывается в борьбе с расхожей, обычной (вульгарной) интерпретацией времени. Всего доходчивее главный тезис расхожей интерпретации времени, что время бесконечно, — пишет Хайдеггер, — обнажает в таком толковании нивелировку и сокрытие мирового времени и временности вообще. Время подает себя ближайшим образом как непрерывная череда теперь. Каждое теперь есть уже и только-что, соответственно вот-вот. Если характеристика времени первично и исключительно держится этой цепочки, то в нем как таковом в принципе не найти начала и конца… Так что время в обе стороны бесконечно. Разбирая гегелевскую концепцию времени, Хайдеггер делает вывод, что Гегель движется в направлении вполне расхожего понимания времени (§ 82).

Задумывая Бытие и время, Хайдеггер наметил основные шаги, которые должны были привести к целостному пониманию бытия и времени. Сперва аналитика Dasein должна была раскрыть горизонт, в котором станет понятным вопрос о бытии как бытии (§5). Для этого необходимы, согласно Хайдеггеру, три этапа анализа.

1 Фундаментальная структура Dasein в его повседневности (жизнь в своей фактичности) должна быть выявлена как бытие-в-мире.

2 Необходимо показать, что это бытие-в-мире является сущностным образом временным и историчным.

3 Затем, на основе временности Dasein время должно быть понято как необходимым образом принадлежащее к смыслу бытия.

Первые две задачи были в основном выполнены. А третий раздел Бытия и времени, составлявший главную цель работы Хайдеггера, так и не был написан. Проделанная Хайдеггером предварительная работа — выяснение способа бытия Dasein — была на последних страницах этого труда снова обозначена только как путь к главной цели, разработке смысла бытия вообще (S. 436). Так, остались без ответа вопросы о том, каким образом возможен переход от сущего и понимания способа бытия этого сущего к бытию, а также: как связаны временность Dasein и трансцендентальный горизонт вопроса о бытии. Хайдеггер также не добрался до обсуждения вопроса о том, какова взаимосвязь бытия и истины. По мнению самого Хайдеггера, решить эти вопросы в конце 20-х годов ему помешало то, что он еще не в полной мере освободился от языка традиционной метафизики.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/st014.shtml

Аналитика. Выпуск от 10.03.2019

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector