Организационная структура бухгалтерской службы

Организационная структура бухгалтерской работы зависит в первую очередь от организационной структуры самой организации, потому, что в состав смогут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения.

Гражданским законодательством ст. 55 Гражданского кодекса РФ (потом – ГК Российской Федерации) регулируются филиалов и понятия представительств юрлица:

• представительством есть обособленное подразделение юрлица, расположенного вне места его нахождения, которое является представителем юрлица и осуществляет их защиту;

• филиалом есть обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции либо их часть, а также функции представительств.

Представительства и филиалы не являются юрлицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных положений, т. е. в рамках, строго ограниченных головной организацией, и лишь в интересах всего юрлица.

При наличии у организации обособленных подразделений должно быть принято решение относительно уровня централизации учетных работ. Это должно быть отражено как одна из составных частей организационного нюанса учетной политики:

•при централизованной форме (рис.1) вся учетная работа проводится в центральной бухгалтерии, т.е. подразделения не составляют не только внутренние балансы, но и бухгалтерские регистры, а в установленные графиком сроки документооборота сгруппированные первичные документы передаются в центральную бухгалтерию;

Организационная структура бухгалтерской службы

Рис.1. Схема централизованной организации учета

Организационная структура бухгалтерской службы

Рис.2. Схема децентрализованной организации учета

•при децентрализованной форме (рис.2) в подразделениях создаются личные учетные работы (отделы бухучёта), каковые ведут бухгалтерские регистры и составляют обособленные балансы данных подразделений.

Численность бухгалтерского аппарата и организационная структура бухгалтерии зависят от технологии производства и условий организации, количества учетной работы, форм учета. Предполагаются три типа организации работы бухгалтерского аппарата: линейная (иерархическая); по вертикали (линейно-штабная); комбинированная (функциональная).

При линейной организации бухгалтерского аппарата все работники бухгалтерии подчиняются главбуху. При децентрализованном учете организационная схема сходится со схемой, представленной на рис.2. При централизованном учете линейная организация бухгалтерской работы подразумевает создание структурных подразделений для обработки данных в этих подразделениях (рис.3).

Организационная структура бухгалтерской службы

Рис.3. Схема линейной организации бухгалтерского аппарата

При организации работы по вертикали (рис.4) учет ведется в разрезе промежуточных звеньев (отделов, групп, бюро), каковые управляют старшие бухгалтеры, подотчетные главному

Организационная структура бухгалтерской службы

Рис.4. Схема организации бухучёта по вертикали

бухгалтеру. В самих бухгалтерских работах смогут выделяться следующие группы по участкам учетной работы:

• материальная, ведущая учет по МПЗ, их выбытию и поступлению, использованию и хранению;

• расчетов по зарплате , осуществляющая учет расчетов с работниками, бюджетом, с национальными внебюджетными фондами и т. п.;

• производственно-калькуляционная, которая ведет учет затрат, осуществляет калькулирование себестоимости продукции и готовит производственный отчет;

учета готовой продукции, осуществляющая учет готовой продукции на складах и ее реализацию;

• неспециализированная, ведущая учет по остальным операциям. Вертикальная организация работ бухгалтерии используется

на крупных предприятиях и средних. На больших фирмах также будут выделяться группы учета по главным средствам, финансовым средствам, расчетам с подрядчиками и поставщиками.

При комбинированной организации структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, помимо этого, в ее структуру смогут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета (рис.5) либо по функциям персонала в ходе обработки данных и формирования отчетности (рис.6).

Организационная структура бухгалтерской службы

Рис.5. Схема комбинированной организации бухучёта по участкам учетной работы

Организационная структура бухгалтерской службы

Рис.6. Схема комбинированной организации бухучёта по функциям персонала в ходе обработки данных и формирования отчетности

09 Структура PR-подразделения в организации

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector