Рассмотрим различные типы организационных структур управления.
[48] Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Структура управления является формой, в рамках которой протекают изменения, появляются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество.
[49] Можно выделить два идеальных типа структур управления, между которыми располагаются реальные типы управления большинством организаций:
- механические структуры управления, основанные на четком разделении работ и рационализации управления;
- органические структуры управления, ориентированные на постоянное приспособление к условиям внешней среды.
Механические структуры управления максимально приспособлены к стабильным условиям. В них главное внимание уделяется разделению работ на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. Сферы управленческой деятельности и решаемые задачи разграничены по предметной специфике и направлениям деятельности. Обязанности специализированы и четко обозначены, сферы контроля определены. Строение властных структур иерархическое, власть и ответственность сконцентрированы на вершине управленческой пирамиды. Важнейшие требования, предъявляемые к исполнителям, вытекают из принципов узкой профессиональной специализации и исполнительской дисциплины. На этой основе в течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые известны как иерархические и бюрократические.
Органические структуры управления возникли во второй половине ХХ века и характеризуются тем, что основное внимание в них уделяется связям организации с внешней средой. Здесь предпочтение отдается более гибким формам построения отношений людей в организациях, что означает отказ от излишней формализации и бюрократизации, сокращение числа иерархических уровней при одновременном повышении горизонтальной интеграции между персоналом. В органической структуре управления главной характеристикой является групповая и индивидуальная ответственность каждого работника за общий результат. При такой системе к исполнителям предъявляются требования инициативы, активности и наличия широких знаний в различных областях.
При таком подходе отпадает необходимость в глубоком разделении труда по видам работ, а между участниками процесса управления возникают отношения, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. Поэтому при построении структур управления органического типа учитываются следующие принципиальные положения:
- ориентация на проблемы и возможности;
- снижение иерархии до минимума;
- полицентризм и смена лидеров в зависимости от решаемых проблем;
- временное закрепление функций за группами;
- высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом;
- ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность, самодисциплину, развитие и самоорганизацию персонала.
По мнению Т. Бернса, безболезненный переход от одного типа структур управления к другому невозможен, а сама возможность перехода весьма проблематична. Во-первых, это связано с тем, что при трансформации системы управления затрагиваются интересы работников на всех уровнях организации. Во-вторых, появляется противоречие со сложившимися ценностями, нормами и стереотипами, которые разделяются членами организации. В-третьих, возникает ситуация неопределенности отношений и борьба за сферы влияния между подразделениями и сотрудниками.
Таким образом, структурой управления является упорядоченная совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни, а также сложность, уровни формализации и централизации, механизмы координации. В структуре управления известны следующие основные типы формальных структур организации в административных системах: линейная, функциональная, матричная, сетевая. Также выделяют два идеальных типа структур управления такие, как механические структуры управления и органические структуры управления.
К механическим (иерархическим) относятся линейные и функциональные организационные структуры управления.
[50] Линейная структура состоит из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Каждый работник подчинен и подотчетен только одному руководителю и связан с вышестоящей системой только через него. То есть должностные обязанности здесь распределены таким образом, чтобы каждый работник был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия — прямые (линейные), они идут от высшего звена управления к низшему.
Схема 1.
Схема линейной структуры организации:
Преимущества линейной структуры
— наиболее стройная, формально определённая;
— чёткая система взаимных связей;
— ясно выражена ответственность;
— быстрота реакции на приказ
Недостатки линейной структуры
— перегруженность руководителя;
— не гибкая, не рыночная;
— тенденция к волоките;
— отсутствие звеньев по планированию.
Функциональная организационная структура основана на жёстком разделении функций, обязанностей, с привлечением к управлению высококвалифицированных профессионалов, имеющих узкую специализацию.
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР