Оратор и его аудитория

Слово «оратор»(от лат. orare – «сказать») используется в двух значениях:

1) человек, произносящий обращение, выступающий публично;

2) человек, могущий прекрасно сказать публично, владеющий бесплатно красноречия, обладающий мастерством слова.

По словам А. Ф. Мерзлякова, «Оратор. старается не только убедить разумом, но особенно желает функционировать на волю. Убеждение рассудка помогает ему средством к достижению цели – сильнейшему воспламенению страстей».

Ораторское мастерство – это мастерство публичного произнесения и построения речи с целью оказания желаемого действия на аудиторию. Под этим мастерством понимаются умелое владение словом, высокая степень мастерства говорящего. Пребывав в центре внимания самой аудитории, оратор подвергается всесторонней оценке, начиная от внешнего вида, манеры поведения и заканчивая личным обаянием, т. е., дабы рассчитывать на уважение и внимание данной аудитории, оратор обязан владеть определенным комплектом умений и навыков. Это должен быть человек высокоинтеллектуальный, эрудированный и визуально притягивающий внимание. Он обязан вольно ориентироваться как в области искусства и литературы, так и в области науки и техники.

Особенным моментом в ораторском мастерстве есть аудитория.Человек, что выступает, обязан учитывать, что в начале лекции либо собрания люди, сидящие перед ним, еще не аудитория. Оратор обязан привлечь к себе внимание не одного десятка людей, дабы из отдельных слушателей они сложились в социально-психотерапевтическую общность людей с особыми коллективными переживаниями.

Уже сложившаяся аудитория владеет некоторыми показателями. К примеру, один из таких показателей – это однородность (неоднородность) аудитории,т. е. пол, возраст, профессиональные интересы и уровень образования слушателей. Ответствен и количественный состав присутствующих. Не следует устраивать дискуссию в громадной аудитории, где тяжело применять доводы, понятные всем. А вот мелкую аудиторию отличает отсутствие целостности. Но маленькой аудиторией легче руководить и обсуждать с ней спорные вопросы, возможно выговор делать на дискуссионный темперамент общения. В этом случае оратор обязан отлично знать задачи и предмет собственного выступления. А вот просматривать с заблаговременно заготовленных конспектов в данной обстановке вряд ли окажется.

Чувство общности – это еще один показатель, отличающий аудиторию. Оно проявляется при определенном эмоциональном настрое слушателей, в то время, когда целый зал в одном эмоциональном порыве хлопает в ладоши оратору либо неодобрительно качает головой. В таковой аудитории у каждого человека отсутствует личное «я», любой подчиняется неспециализированному и бессознательному «мы».

Еще один мотив – мотив действия слушателей.Посещая лекцию, люди руководствуются определенными мыслями. Психологи выделяют три группы моментов:

1) интеллектуально-познавательного замысла (приходят, поскольку занимательна тема);

2) морального замысла (обязаны находиться);

3) эмоционально-эстетического замысла (нравится оратор, приятно его слушать). Из этого различный настрой слушателей на восприятие выступления. Оратор обязан сходу осознавать и учитывать все перечисленные показатели. Хорошего оратора отличает умение согласовать собственные цели с уровнем подготовки аудитории

32. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, завершение и развёртывание речи

Любое публичное выступление должно быть прекрасно подготовлено. Это громадная неточность – сохранять надежду лишь на личные силы. А подготовка речи со своей стороны определяется многими факторами. направляться учитывать вид речи, тему выступления, задачи и цели, каковые стоят перед выступающим, и конечно же состав аудитории. Современная риторика разглядывает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом.

Выбор темы – один из наиболее значимых начальных этапов подготовки публичной речи. Обычно оратору приходится не самому выбирать тему выступления, а трудиться над тем, что предлагают организаторы мероприятия. В этом случае оратор обязан выяснить круг вопросов и конкретизировать эту тему.

В случае если выступающий сам выбирает тему, то направляться учитывать следующие моменты: тема обязана соответствовать его знаниям и собственным интересам, лучше, в случае если это будет тема, подкрепленная его теоретическими знаниями, круг вопросов должен быть освещен так, дабы дать слушающим что-то новое.

Нужно, дабы тема была приурочена к какому-либо событию, т. е. уместна сейчас.

Тема должна быть занимательна всей аудитории и была ей чем-то нужна. Оратор обязан воображать себе неприятности, интересы данной публики.

Эффективность речи – это реализация цели, которая была поставлена в начале работы. Оратор обязан сформулировать цель не только для себя, но и для аудитории. Выступающий обязан отдавать себе отчет в том, что его тема может и не соответствовать интересам и уровню знаний данной аудитории.

Дабы не было аналогичных несоответствий, создатель обязан без шуток подойти к поиску материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется прежде всего его содержанием. Исходя из этого материал по теме необходимо выбирать максимально занимательный и нужный.

Источники, из которых возможно брать материал, – это официальные документы; научная и популярная литература; справочная литература; художественная литература; газеты; социологические опросы; наблюдения.

Источников должно быть пара. Необходимо мочь трудиться с материалом, дабы не потерять ничего серьёзного. Неотъемлемым элементом подготовки к выступлению есть составление замысла, изготовление всевозможных небольших конспектов и выписок.

Для успешного выступления не хватает изучить литературу по выбранной теме, необходимо поразмыслить над вопросом, как расположить этот материал, т. е. над композицией собственного выступления. Выступление должно содержать начало (вступление), развертывание (основную часть) и завершение речи (заключение). Успех выступления сильно зависит от того, как создатель начал выступление. Во вступлении направляться выделить актуальность темы и заинтересовать аудиторию.

В развертывании излагается главной материал. В данной части должны быть доказаны автор и основные положения обязан подвести слушателей к логическому выводу.

Главное правило композиции – это стройность и логичность изложения материала.

В завершение речи подводятся итоги сообщённого, делаются выводы и даются ответы на появившиеся вопросы.

В основной части как информирующей, так и аргументирующей речи употребляются доводы (аргумент, подтверждение), исходя из этого эти два типа речей весьма близки между собой.

Доводы делятся на две группы:

1) доводы рациональные, либо “доводы по делу”;

2) доводы иррациональные (психотерапевтические), либо “доводы к человеку”, “аргументы к аудитории”.

К доводам рациональнымотносятся:

а) Факты. Ср.: Факты – упрямая вещь. Но направляться иметь в виду, что не всегда оратор располагает всеми данными. Значительно чаще в распоряжении оратора (либо спорящего) имеются лишь отдельные факты, они смогут быть и обычными, и частными, а на их фоне делается неспециализированное заключение. Исходя из этого к доводу – факту направляться относится критически, аналитически. Это относится и статистических данных результатов социологических опросов, поскольку погрешности в методике сбора этих разрешённых могут привести к искажению фактов, действительности.

б) Обращение к авторитетам – один из распространенных видов доводов. Наряду с этим оратору направляться знать, что в данной аудитории упоминаемые авторитеты вправду признаваемы, глубокоуважаемы. На данный момент в неспециализированных философских вопросах авторитетным источником есть, к примеру, Библия, и народная мудрость, к примеру, пословицы, поговорки. В научных вопросах авторитетами являются основатели данной отрасли знаний, большие ученые.

в) Законы, теории, теоремы, традиционно принятые в данном обществе.

К иррациональным доводам относится обращение к эмоциям, жаждам, заинтересованностям адресата. Эти доводы значительно чаще затрагивают эмоции собственного преимущества собравшихся (присутствующие оцениваются как рассудительные, добропорядочные, здравомыслящие люди, т.е. дается хорошая черта аудитории), материальные, социальные интересы публики, благополучие, свободу, привычки слушателей.

Как раз именно поэтому виду доводов в дискуссиях довольно часто переходят от дела “на лица”, в то время, когда оценивается уже не предмет спора, а оппонент.

Оба вида доводов в риторике различаются по их силе и выделяются исчерпывающие, главныеи спорные доводы.

Исчерпывающие доводы, значительно чаще один, — это такие доводы, каковые всецело обосновывают правоту какого-либо мнения, положения. Такие доводы видятся редко.

Главные доводы – это разные факты, убеждающие в действительности чего-либо. Теоретики судебной речи отмечают, что самые сильные доводы должны быть даны в конце судебной речи.

Спорные доводы могут служить “за” и “против” обосновываемой позиции.

Подбирая доводы для доказательства выдвигаемого положения (тезиса), оратору нужно не забывать о требованиях к доводам. Доводы должны быть подлинными, непротиворечивыми, доказанными независимо от тезиса, достаточными.

В случае если доводы не являются подлинными, это либо особый прием обмана слушателей (довольно часто прием пропаганды), либо их применение ведет к логической неточности, которая именуется “фальшивое основание”, либо “фальшивое заблуждение”.

Недостаточность доводов ведет к тому, что положение, которое направляться доказать, не вытекает из приведенных доводов. Истинность довода должна быть доказана независимо от тезиса. Нарушение этого правила ведет к логической неточности “порочный круг”, в то время, когда тезис доказывается при помощи доводов, а доводы являются тезисом (Бригада добилась успеха, по причине того, что трудилась удачно).

Для оратора принципиально важно да и то, как определенно, светло, совершенно верно, непротиворечиво сформулирован выдвигаемый и защищаемый им тезис.

В случае если тезис сформулирован не совсем определенно, он в споре может легко подменяться вторым, его возможно неясно толковать, в следствии частенько отмечается в дискуссиях “подмена тезиса”, в то время, когда переходят к дискуссии второй неприятности. В случае если ведется дискуссия, то нужно убедиться не только в точности, определенности собственного тезиса, но и тезиса, выдвинутого оппонентом, убедиться, что тезис оппонента понимается совершенно верно.

Неопределенность, общность формулировки тезиса может приводить и ко второй неточности, которую довольно часто допускают неопытные ораторы, — “утрата тезиса”, в то время, когда оратор легко теряет основную нить рассуждений и начинает сказать “по большому счету”. Разновидностью “подмены тезиса” есть “фигура умолчания”, т.е. замалчивание невыгодных событий и фактов. Это сознательная “неточность” частенько видится в трактовке целых исторических периодов в развитии общества.

Итак, любое подтверждение складывается из трех элементов: тезиса, доводов, логической связки (формы логической связи) между аргументами и тезисом. Доводы нужно не только подобрать, но и верно применять для доказательства выдвигаемого положения (тезиса).

Различают прямое и косвенное подтверждение.

Прямое подтверждение строится следующим образом:

— даны доводы;

— из них выводятся подлинные суждения;

— подлинное суждение обосновывает выдвигаемый оратором тезис.

Такое подтверждение именуется индуктивным доказательством. Оно особенно продуктивно тогда, в то время, когда оратор располагает в качестве доводов неопровержимыми броскими фактами. Это подтверждение продуктивно вследствие того что на аудиторию, в особенности в споре, самый убедительно действует конкретное, образное.

Дедуктивный методв доказательстве значительно чаще опирается на узнаваемые аудитории неспециализированные положения, истинность которых не приводит к. Такое подтверждение состоит, так, из известного неспециализированного положения (громадной посылки), связанного с ним суждения, ведущего к его применению, и заключения.

К примеру:

Ни один нечестный человек не будет избран главой горадминистрации.

Х нечестен.

Следовательно, Х не будет избран главой горадминистрации.

Косвенное подтверждение содержится в том, что оратор обосновывает ложность противоположного тезиса. Во-первых, это делается либо способом доказательства от противного, либо способом исключения (способ алиби). Способ доказательства от противного довольно часто употребляется в науке (см. геометрия). “Способ исключения” именуется еще “способом алиби”, так как довольно часто употребляется в судебной практике. В этом случае истинность тезиса доказывается методом обнаружения ложности всех вероятных альтернатив (ср., к примеру, обсуждение кандидатур на пост).

Исходя из сообщённого возможно сделать вывод о способах опровержения противоположного тезиса. самый простой и надежный метод – это опровержение фальшивого тезиса фактами. Во-вторых, подвергаются критике доводы соперника, в следствии чего рушится вся совокупность доказательства; в-третьих, обосновывается нелогичность вывода соперника из фальшивого тезиса.

Устная обращение возможно неподготовленной, спонтанной, частично подготовленной и подготовленной. Первый вид речи реализуется в жанрах дружеской беседы, интервью, выступления в прениях и т.п. форма и Содержание таких речей заблаговременно не продумываются.

Частично подготовленная обращение – это обращение у которой подуманы цель и главное содержание. Это возможно заблаговременно намеченный разговор, деловая беседа, интервью (в случае если вопросы были даны респонденту перед опросом ), публичная юбилейная обращение, научный доклад и т.п.

У подготовленной речи предварительно продуманы цель, содержание, порядок изложения мыслей, словесное выражение. Обычные жанры для того чтобы вида речи – научный доклад, лекция, выступление на деловом заседании, выступление оппонента на дискуссии. Но будучи близкой по форме письменной речи, подготовленная устная обращение сохраняет изюминке устного монолога: произносится с интонацией спонтанной речи, не исключает импровизации, что содействует установлению контакта с аудиторией.

4. Жанры устного делового общения

Жанры устного делового общения делятся на монологические (публичное выступление, презентация) и диалогические (деловая беседа, деловые переговоры).

Презентация (лат. praesentatio – представление, предъявление) – один из видов делового общения, цель которого – продвинуть товары либо услуги на рынок, привлечь интерес, купить известность и т.д.

В большинстве случаев презентация продолжается полтора – два часа. К презентации предъявляются следующие требования:

  • регламентированность (подчинение ограничениям и установленным правилам),
  • четкая организация,
  • подготовленность,
  • структурирование речи.

При подготовке к презентации нужно четко выяснить цель презентации, рекомендуется узнать, какова аудитория, какие конкретно у нее интересы, неспециализированное отношение к теме презентации, какие конкретно неспециализированные взоры смогут объединить аудиторию, подобрать наглядные пособия, применять их для передачи информации, отрепетировать обращение пара раз, сократить по времени презентацию, т.к. превышение временного лимита приведет к ослаблению внимания.

Деловые переговоры –обсуждение с целью заключения соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу. Употребляются во всех сферах деятельности: дипломатической, политической, экономической, военной, торговой. Переговоры – действенное средство разрешения конфликтной обстановке.

Деловая беседа – это форма межличностного общения, предполагающая обмен мнениями, информацией, направленная на установление деловых взаимоотношений, ответ деловых неприятностей либо выработку конструктивного подхода к их ответу.

Функции рабочий беседы:

  • обоюдное общение работников из одной рабочий сферы,
  • совместный поиск, разработка и выдвижение замыслов и рабочих идей.
  • контроль начатых деловых мероприятий.
  • поддержание деловых контактов.
  • стимулирование рабочий активности.

Деловая беседа имеет несколько этапов:

  • начало беседы,
  • информирование партнеров
  • аргументация
  • принятие ответов,
  • завершение беседы.

При подготовке к рабочий беседе рекомендуется уяснить основную цель беседы, психологически настроиться на собеседника (концентрироваться на проблемном вопросе, принять партнера таким, какой он имеется), продумать форму самопрезентации, создать пара вариантов установления контакта, продумать последовательность изложения, метод предъявления материала (нужно активизировать все каналы восприятия (наглядные пособия, видео и аудиозаписи), аргументы, их последовательность, вероятные контраргументы.

Как начать беседу? Перед тем как ответить на данный вопрос, нужно осознать задачи первого этапа беседы: установить контакт, создать благоприятную воздух, привлечь интерес к теме, пробудить интерес.

Самоубийственными являются такие формулировки, как «Простите, в случае если я помешал…», «Прошу вас, в случае если у вас имеется время ещё раз меня выслушать…», так как онисвидетельствуют о неуверенности человека в себе, в собственных намерениях. Рекомендуются следующие методы начать беседу:

  • снятие напряженности – приятные фразы характера, тактичный комплимент (партнеру, интерьеру, организации работы).
  • зацепка – событие, личное чувство, случай, каковые возможно увязать с содержанием беседы.
  • способ прямого подхода – обстоятельства, по которым прописали беседу, переход к частному вопросу, к теме беседы.

При информировании партнера нужно использоватьВы-подход: Вместо Я желал бы вам предложить – Не желаете ли вы…;Не заинтересует ли вас…?Нужно делать паузы, дабы партнер имел возможность задавать вопросы.Реагирование на вопрос словами «Благодарю за вопрос», «Я рад, что вы задали мне этот вопрос…», «То, что вы задаете мне данный вопрос, показывает…» подчёркивает ваш интерес к беседе, внимание к собеседнику.В случае если вопросов со стороны собеседника нет, возможно задать вопрос самим, к примеру,контрольный: «Что вы думаете об этом?», «Не находите ли вы, что речь заходит о стоящем предложении?»

Александр Кошарный. его голос и Оратор!

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector