Монополизм, его социально-экономические последствия. антимонопольное регулирование.

Монополизм — тип эк-х отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.

Монополистом м.б. гос-во, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Монополизм связывают с крупнейшими предпр-ми или корпорациями.

6 типов монополизма:

1. Монополизм, который вырастает из конкуренции и базируется на концентрации и централизации пр-ва и капитала (производственная, сырьевая и финансовая монополия).

2. Монополизм, представленный технологической олигополией (металлургия, электроэнергетика, ж/д транспорт и т.д.). Имеется в виду несколько крупных корпораций, контролирующих производство и сбыт определенного рода продукции.

3. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта. Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополист.конкуренции.

4. Монополизм, который воплощают предприятия, лидирующие на тех или иных направлениях современной НТР.

5. Государственный монополизм, связанный с потреблением в масштабе страны таких общественных благ, как национальная оборона, госуправление, единая энергетическая система, фундаментальные науки и т.д.

6. Монопсония. На рынке выступает лишь 1 покупатель к-либо товара, услуг или ресурса. Монополистом является гос-во, выступая в качестве единственного покупателя.

Негативными последствиями госуд. монополизма являются;

1) на уровне общества — отсутствие эк-й свободы, вырождение экономической системы;

2) на уровне отрасли — возникновение узковедомственных интересов;

3) на уровне предприятия — негибкость, неэффективность производства;

4) на уровне работника — отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.

По всем позициям гос. монополизм наносит эк-ке и нар.хозяйству огромный вред.

Антимонопольное законодательство —сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Меры напр. на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В РБ антимонопольное регулирование начало развиваться с 1991 г.

Особенность РБ — монополизм особого рода; это положение предприятия, являющегося единственным поставщиком определенной продукции, что в современных условиях является препятствием для их принудительной демонополизации.

Сохранение монополизма в РБ обусловили:

1. высокий уровень концентрации производства;

2. не получила развития диверсификация производства;

3. ряд предприятий не сумел адаптир-ся к новым правовым и эк-м условиям, что сдерживает их переориентацию в соотв-и с потребит.спросом;

4. замедленные темпы приватизации;

5. малый и средний бизнес РБ не составляет серьезной конкуренции гос. предприятиям;

6. нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;

8. ведомственные интересы отраслевых органов управления.

Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются:

• Совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные;

•Противодействие созданию новых монопольных образований;

• Содействие развитию конкуренции на рынках с монополистической и олигополистической структурой;

• Создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в т.ч. зарубежных.

Важнейшей проблемой антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе остается демонополизация. Цель демонополизации -формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

Анализ практики применения антимонопольного законодательства | Владимир Сафонов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector