Методы активизации личностных

РЕГУЛЯТОРОВ ОПЫТНОГО

РОСТА ПЕДАГОГА

Анализ процесса опытного роста педагога до тех пор показывает, что эффективность последнего зависит от перевода воспитателя из объектной в субъектную позицию — позицию активного опытного самовоспитания. Становление педагога, готового на самом высоком уровне делать собственные функции и содействовать формированию личности ребенка, происходит при осознании им собственных возможностей и потребностей, принятие профессиональной деятельности как

желаемой и целесообразной сферы реализации себя. Эффективность опытного роста педагога зависит в первую очередь от его внутренней активности, активизации таких внутренних регуляторов, как ценностная ориентация, мотивы деятельности, инициатива и позитивная самооценка в преодолении опытных затруднений.

развития и Психологический механизм формирования профессионализма как подструктуры личности возможно представлен следующим образом. Педагог в ходе самосознания, саморегуляции и самооценки собственных психологических состояний раскрывает внутренние обстоятельства затруднений и овладевает средствами их преодоления. Но трудности педагогической профессии порождают, в большинстве случаев, обстановку внутреннего конфликта. Деятельный путь разрешения внутреннего конфликта характеризуется тем, что личность инициирует действие на источник несоответствия с целью преодоления его обстоятельств. Редеятельный путь предлагает преодоление противоречий за счет включения защитных механизмов.

Обстоятельствами, блокирующими личностные регуляторы профессионального роста, являются неадекватность практического действия педагога его собственным ценностным ори-ентациям и мотивам деятельности (педагоги-«теоретики»); активная организация практической деятельности на фоне авторитарных ценностных мотивов и ориентации деятельности (педагоги-«практики»); неспособность фактически освоить навыки и профессиональные умения на фоне авторитарных ценностных ориентации и мотивов деятельности (педагоги-«неудачники»).

Работа психолога с педагогами по активизации личностных регуляторов поведения обязана строиться на следующих правилах: приоритетность личностно-направленных профессионально-ценностных ориентации над практико-ори-ентированными; адекватность логики педагогической рефлексии; интегрированное™ человековедческих знаний имежпредметных связей; вариативность содержания обучения в зависимости от характера и конкретного опыта затруднений педагогов. Главным способом обучения педагогов в этом нюансе есть развивающая педагогическая игра. Цель игры, как и цель педагогической деятельности, не должна быть подчинена узкой производственной необходимости. Она познавательна исозидательна. Ее продукт не предназначен для немедленного перенесения на настоящую деловую землю. Он ценен как следствие опредмечивания методностей игрока. Игровая модель не должна всецело

4П4

задаваться ведущим. По ходу игры сохраняется полная своее выбора смены и бода роли. Репертуар ролей: психолог, актер, управленец, исследователь, философ и др.

Основную функцию в активизации личностных регуляторов поведения делает главная единица игры — роль. Важное значение имеет новизна роли для педагога, обеспечивающая «взор со стороны». К примеру, в роли психолога — это свойство оценивать не личность, а поступок; распознавать темперамент внутренних неприятностей личности как обстоятельств отклонений в ее поведении ит.д. Роль «не учителя» стимулирует разные личностные возможности педагогов, содействует корректировке их соответствия со собственными личными изюминками.

Цикл игр с педагогами включает пять главных блоков: личность, совместная деятельность, средовая адаптация, педагогическая концепция и творчество. Ниже приводится иллюстрация методики одной из таких игр (Каминская М.В., 1995).

Игровое проектирование «Путь к самоопределению»

Данное занятие проводится с целью оказания помощи преподавателю в осознании неспециализированных опытных стереотипов учительского труда, мешающих формированию мастерства. На протяжении занятия преподавателю оказывается помощь в формировании перспективных педагогических идей, на базе которых возможно удачно развивать профессионализм независимо от стажа работы в школе.

Оборудование

Каждому участнику игрового проектирования приготовлена карточка-рисунок «Белый медведь»: оформленные на плотной бумаге задания группам, карточка с заглавиями мифов — «Миф о Великом Преподаватель», «Миф о Цели Образования», «Миф оЧтении — Лучшем Учении», «Миф о Вечном Бое», четыре венка оратора.

1тур Введение в игровую обстановку(20 мин)

Ведущий говорит историю о белом медведе и выдает карточки-картинки участникам, сидящим в кругу: «Я рассказываю вам историю о том, как в один раз в зоопарк привезли медведя. Но к моменту его прибытия предназначенная для него громадная клетка с бассейном была не готова, и зверя было нужно поместить в мелкую тесную клетку— всего 6 шагов в длину. За 20 дней, совершённые в тесной клетке, медведь привык передвигаться

только на эти 6 шагов. Прошло время. Медведя переместили в новую громадную клетку, но он двигался в привычном замкнутом пространстве: 6 шагов в том направлении и 6 шагов обратно.

Что мешает медведю выйти из клетки? Выйти за рамки, продвинутые вперед?»

В спонтанной беседе устанавливается, что мешает привычка, убеждение и стереотип поведения, что дальше клетки выходить запрещено. Это неприятность медведя.

«А имеется ли стереотипы в отечественной учительской профессии? Какие конкретно привычные и верные с виду устои в отечественной работе приводят к вашему сомнению либо несогласие? Какие конкретно школьные правила мешают вам творчески трудиться, показать собственные возможности в полную силу?»

Ведущий передает по кругу карандаш и требует каждого по эстафете назвать, что из общепринятого в учительской работе не устраивает его. К примеру, обязанность держаться по-преподавательски, носить соответствующую деловую одежду, показывать и требовать и т.д.

В конце круга все перечисленные нормы, функции либо содержание работы преподавателя ведущий с неспециализированной помощью участников классифицирует на неприятности:

1. Содержания образования (чему учит — готовым программным знаниям либо саморазвитию и самопознанию личности).

2. обучения и Методики воспитания (как учить, какими средствами и методами — посредством преподавателя, слова и книг либо через другие источники познания).

3. места и Назначения в педагогическом ходе преподавателя (кто преподаватель — Всевышний, идол либо путник, идущий к собственной творческой цели).

4. Взаимоотношения преподавателя со всеми участниками педагогического процесса (это воздух борьбы, преодоления недостатков, исправления неточностей в поведении и тетрадях либо атмосфера спокойствия, равновесия, хорошего внимания на себе и остальных).

Обстоятельствами всех четырех неприятностей ведущий объявляет мифы, которыми заражено учительство. Карточки с заглавиями мифов преподаватель прикрепляет к доске, требует участников лично определиться, с каким мифом ему весьма интересно дальше трудиться. В зависимости от заинтересованностей ведущий образует четыре группы и помогает всем расположиться в аудитории для групповой работы. В каждой группе выбирается оратор, ему на голову возлагается венок оратора. Оратор приобретает у ведущего задание группе.

II тур (10—15 мин)

Задание группе: Создайте опровержение выбранного вами мифа. В противовес общепринятому бытующему в шко-

ле точке зрения либо практике выдвиньте перспективную педагогическую идею, талантливую вывести учителя из клетки стереотипов на тропинку творческого роста. Обсудив проект опровержения, послушайте собственного оратора — достаточно ли убедительно он сокрушает миф и достаточно ли привлекательно он представляет вашу перспективную педагогическую идею.

Время оратора для выступления — 2 мин. На протяжении групповой работы ведущий консультирует каждую группу, оказывает помощь подобрать доводы и сформулировать перспективную идею.

III тур «Бой ораторов»

Ведущий приглашает оратора на «арену» и объявляет порядок «боя». По сигналу ведущего оратор обязан, не останавливаясь, в течение двух мин. выступать с речью по опровержению собственного мифа. По окончании двух мин. группе дается право закончить приготовленную обращение, в случае если оратор не уложился. По результатам каждого выступления ведущий задаёт вопросы у «публики»:

1. Какой из доводов-разоблачений показался вам наиболее убедительным?

2. Согласны ли вы, что мысль, выдвинутая оратором вместо мифа, вправду перспективная?

В случае если на оба вопроса «публика» дает исчерпывающие ответы, миф считается опровергнутым.

IV тур Завершение игрового проектирования

Ведущий требует участников записать на рисунке-карточке «Белый медведь» по одной перспективной педагогической идее, выдвинутой оратором, и информирует, что эти идеи лягут в базу программы предстоящих педагогических занятий по формированию опытного мастерства. (Ориентировочная формула идей: «Миф о Цели Образования» — мысль саморазвития личности, мысль овладения личностью методами познания и удовлетворения потребностей; «Миф о Чтении — Лучшем Учении» — мысль учения в деятельности, мысль «постановки ума»; «Миф о Великом Преподаватель» — мысль преподавателя-путника, учителя творческой личности; «Миф о Вечном Бое» — мысль спокойствия и равновесия, диалога и доброжелательного сотрудничества.)

Так именуемые активные формы работы с педагогами, в частности деловые игры, в особенности связанные с проигрыванием «взора со стороны» на обсуждаемые неприятности, окажут помощь психологу включить личностные регуляторы перестройки профессиональной деятельности и поведения учителей и воспитателей.

Контрольные вопросы

1. Каковы психотерапевтические механизмы сотрудничества личностного и опытного в педагогической деятельности? — 2. Какие конкретно типы психотехнических упражнений для гармонизации внутреннего мира возможно советовать педагогу?

3. Какие конкретно средства употребляются для зашиты от отказа и манипуляций от манипулирования вторыми людьми?

Темы для семинарских занятий

1. Способы личностного роста педагога.

2. Активные формы работы психолога с педагогами.

3. Психотехнические упражнения для педагогов.

Задания для независимой работы

1. В течение 3—5 мин записывайте каждые ассоциации к слову «воспитатель». Прочтите полученный перечень, выберите три слова, самый полно отражающих сущность этого понятия, аргументируйте собственный выбор.

2. Совершите игровое проектирование «путь к самоопределению», оцените преимущества и недочёты методики.

3. Применяйте психотехнические упражнения в собственном

опыте.

Литература

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1996.

ДоценкоЕЖ Психология манипуляции. М., 1996.

Каминская М. В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста преподавателя в условиях гуманизации образования. Иваново, 1995.

Литвак М. Е. Как стать радостным. Ростов н/Д., 1995.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах, либо Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.

Самоукина Н.В. упражнения и Психотехнические игры и кор-рекционные программы. М, 1993.

Сатир В. Как строить себя и собственную семью. М., 1992.

Шострем Э. Анти-карнеги, либо Человек-манипулятор. М., 1994.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ. Колесо СУДЬБЫ. Книги

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector