Исправление и предупреждение речевых ошибок

Данный вид деятельности обучающихся и учителя вливается в совокупность культуры речи школьников. Он складывается из следующих составных частей:

а) исправление речевых неточностей в тетрадях обучающихся;

б) составление картотеки обычных неточностей, допущенных учениками в основном в письменной речи;

в) определение их причин и типов ошибок (диагностика);

г) классная работа над неспециализированными обычными неточностями на уроках дискуссии произведений (в большинстве случаев фрагмент урока продолжается 15-20 мин, в устной и письменной форме);

д) личная либо групповая внеурочная работа над отдельными неточностями: их обнаружение, уяснение, исправление;

е) анализ и показ образцов, противопоставляемых ученическому примитиву;

ж) совокупность стилистических и иных упражнений, в которых предусматриваются тяжёлые обстановки, возможные неточности;

з) языковая подготовка перед произведением, изложением либо устным выступлением;

и) обучение самопроверке написанного и его редактированию;

к) стилистические выговоры, где это быть может, при изучении грамматических тем; к примеру, при изучении личных местоимений сообщается их функция в тексте и т.п.

Неточности исправляются самим учеником, посредством преподавателя. Исправление пребывает в перестройке предложения, текста, в замене слов и т.п. В тяжёлых случаях преподаватель сам исправляет неточность, а и легких применяет условные символы: П- «повтор», З.с. — «замени слово», V «пропуск», порядок слов обозначается цифрами над словами.

На уроке, посвященном анализу произведения, прочитываются вслух лучшее работы, они обсуждаются (к этому нужно приучать детей). Предмет дискуссии не только содержание, но и композиция, и язык, и неточности, и недочеты, и исправления.

Для урока, как привило, избирается одна тема, соответствующая допущенным неточностям. Требования к такому фрагменту урока:

а) тема формулируется и осознается школьниками, к примеру «Замена неудачно выбранного слова»;

б) приводятся примеры выбора слова из лаборатории известного писателя;

в) даются на карточках отрывки текста, которые содержат неточности; обучающиеся должны их найти и исправить, обосновать замену слова.

Ученик написал в произведении: В осеннюю пору прекрасно. Деревья покрываются желтыми страницами, и лишь одни ели стоят зеленые. Класс просматривает данный текст, предназначенным для редактирования. Не сходу, но все же обошлось без помощи преподавателя. Ученик (не с большой уверенностью) говорит: «Из-за чего покрываются? Так как осень, а не весна. В осеннюю пору зеленые листья пожелтели». Предлагается несколько вариантов исправления: деревья пожелтели; деревья сейчас оделись в золотой костюм, липы светло-желтые, клены в золоте с рубинами, и лишь ели да сосны стоят зеленые.

Продемонстрируем еще исправление недочётов и ошибок (редактирование) целого текста, но на базе теории сложного синтаксического целого — ССЦ. Цель — обогащение, совершенствование внутритекстовых связей.

Работа общеклассная, коллективная. На доске записывается (либо проецируется посредством графопроектора) полный текст ученического изложения, в этом случае — по рассказу В.Бианки; для удобства работы предложения пронумерованы:

1. Охотник шел к себе. 2. Он услышал треск сучьев. 3. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами. 4. Медведица с медвежатами подошли к речке и стали купаться. 5. Медведица забрала медвежонка за воротник и начала окунать его. 6. Охотник спрятался на дереве. 7. Медвежонок убежал, медведица догнала его и дала шлепков. 8. Позже они все ушли к себе.

Детям предложено прочесть текст: не требуется ли что-то исправить, дополнить, уточнить, сделать яснее? Обучающиеся сделали следующие замечания: в начале изложения ничего не говорится о реке, предлагают дополнить первое предложение словами берегом лесной речки; делают исправление на доске. Во втором предложении вводят слово внезапно. Третье предложение не вызывает замечаний, но в четвертом сходу подмечают повтор: слова медведица с медвежатами заменяют местоимением они. В пятом решают заменить слова за воротник на за шиворот. Шестое предложение не на месте — это замечают все. Сперва предлагают перенести его на третье место, но после этого объединяют со вторым: Внезапно он услышал треск сучьев и спрятался на дереве. В седьмом предложении неясно, какой медвежонок начал убегать, и дети предлагают добавить слово второй. В этом предложении заменяют глагол дала глаголом надавала (многократное воздействие). В окончательном предложении добавляют слово довольные и заменяют слова: позже — на по окончании купания, они — на медведи, к себе — на в чащу леса.

Дети просматривают целый текст с правками и подмечают, что в пятом предложении нужно добавить слово одного.

В итоге оказался отредактированный текст:

Охотник шел к себе берегом лесной речки. Внезапно он услышал треск сучьев и спрятался на дереве. Из чащи вышла медведица с двумя медвежатами. Они подошли к речке и стали купаться. Медведица забрала одного медвежонка за шиворот и начала окунать. Второй медвежонок начал убегать, медведица догнала его и надавала шлепков. По окончании купания медведи ушли в чащу леса довольные.

В этом тексте школьники сделали 10 исправлений, это улучшило связи в нем, а основное — подготовило школьников к самостоятельному редактированию собственных изложений и сочинений.

Социальный ролик

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector