Первичная профилактика. предупреждение развития дизартрии у детей

Сложная система мозга формируется еще до рождения. Место каждой клетки в мозге строго предопределено. Размещаясь в различных отделах мозга, нервные клетки группируются в центры, которые в дальнейшем имеют прямое отношение к организации движений, восприятию зрительных, слуховых и других раздражений, регуляции работы внутренних органов. Когда беременность протекает нормально, процесс созревания мозга происходит без помех. Плацента является барьером, строго контролирующим доступ к плоду химических веществ, проникших в кровь матери и обеспечивающим выведение продуктов обмена. Именно материнский организм может стать источником повреждения мозга и нарушения программы его развития. Чаще всего вредоносным воздействием является употребление беременной женщиной алкогольных напитков и курение. В первые три месяца беременности наибольшую опасность для мозга представляют вирусные заболевания матери, особенно краснуха. В более поздние сроки беременности вирус краснухи поражает сосуды плаценты, что порождает кислородное голодание. Кислородный дефицит плода может развиться при наличии у матери заболеваний сердца, легких, почек и при токсикозе второй половины беременности. Недостаток кислорода замедляет развитие мозга. В этих случаях не созревают к моменту рождения те структуры мозга, которые обеспечивают дыхание, глотание, сосание, т.е. жизнь новорожденного.

В запуске родового акта имеет значение не только активность мышц матки, но и активные движения плода. Если мозг плода является недостаточно зрелым к моменту рождения. активных движений плод не совершает. Мозг, ослабленный родовой перегрузкой, приспосабливается к новой среде с большими трудностями. Нередко бывают ситуации, когда оценить состояние мозга сразу после рождения, сложно. Специалисты считают, что период от рождения до 8-12 недель является критическим. Тяжелые дефекты не всегда становятся явными на первом году жизни, а появляются лишь по мере роста ребенка. Матери должны быть наблюдательны и проявлять максимум внимания к грудному ребенку.

Согласно последним данным долговременное влияние на младенца оказывают два важных пренатальных фактора — это наследственность и питание матери. Каждый человек является носителем 5 — 8 рецессивных генов, способных вызвать генетические дефекты, в добавление к возможным носителям поздно проявляющихся доминантных генетических дефектов, таких как хорея Гентингтона, болезнь Вильсона и поздняя форма сахарного диабета. Растет количество данных лонтитюдных исследований, подтверждающих следующий вывод: чем раньше нарушается структура питания матери, тем сильнее может быть выражена задержка развития головного мозга ребенка и выше вероятность сохранения сниженной интеллектуальной деятельности в течение всей жизни. Одним из важных факторов является правильное питание матери до и после зачатия, что обусловливает рождение здорового ребенка.

Психосоматическое развитие младенца является сложнейшим процессом, на которое оказывают влияние многие условия его жизни. Наряду с врожденными качествами ЦНС огромное значение имеет оптимальная социальная среда, которая стимулирует или депривирует врожденные качества организма ребенка.

Профилактическое направление здравоохранения и специальной педагогики начинается с рождения ребенка. Биологические факторы риска развития дизартрии могут действовать на организм ребенка в период внутриутробного развития и родов. Такое же значение имеют мозговые инфекции и травмы, перенесенные вскоре после рождения.

Эти биологические факторы могут вызывать органическое поражение ЦНС, вследствие чего в качестве первичного дефекта, могут выступать нарушения двигательной сферы, не редко сочетающиеся с патологическими изменениями зрения и слуха.

Ранние коррекционные мероприятия включают в себя развитие рефлексов орального автоматизма, ориентировочных познавательных реакций, фиксацию взора и его слежение, слуховое сосредоточение, вызывание голосовых реакций, стимуляция двигательной активности.

Если двигательные нарушения диагностируются в рамках ДЦП, то медицинская помощь таким детям регламентируется соответствующими законами оказания лечебной помощи и обеспечивается всей службой охраны здоровья матери и ребенка.

Поскольку дизартрия является одним из признаков наличия ДЦП, то все мероприятия, связанные с коррекцией и развитием двигательной и психической сфер таких детей, служат профилактикой речевых нарушении.

Период раннего младенческого развития имеет существенное значение для дальнейшего развития индивидуума. Младенцы требуют не только регулярного кормления и ухода, не просто зависят от помощи взрослых, но с самого рождения являются социальными существами, требующими постоянного общения и активации зрительных, слуховых, тактильных ощущений. В дальнейшем на адресованные младенцам со стороны взрослых взгляды, улыбки, речь, вызывают ответные взгляды, улыбки, вокализации, крики и другие действия младенцев. Особую роль для психического развития играют ранние этапы общения детей, у которых имеются церебральные параличи.

К ранним профилактическим мероприятиям относятся максимальное использование такого этапа в развитии ребенка, как эхолалия и эхопраксия. Эти феномены в норме появляются уже на первом месяце жизни и проявляются в виде ответной вокализации на вокализацию взрослых, ответные мимические и даже артикуляторные (высовывание языка) -в ответ на соответствующие движения взрослых. Способность младенца различать знакомых и незнакомых людей другое важное достижение ранних месяцев жизни. Поэтому для детей с параличами требуется частое общение с взрослыми, что развивает их перцептивные способности. Особое значение имеет пространственная близость к матери, возможность ее касаться, обонять, видеть.

Развитие акта сосания, стимуляция силы и продолжительности сосания имеют первостепенное значение для развития пластичности мышц и активных движений артикуляторного аппарата. Попытки гуления, а в дальнейшем лепета, должны не только поддерживаться окружающими, но вызывание их должно стимулироваться окружающими. Существует практический опыт стимуляции гуления у детей с параличами: демонстрации звуков гуления и лепета здоровых детей с помощью технических средств. В случаях диагностирования нарушения тонуса артикуляторных и дыхательных мышц необходим их дополнительный к общему массаж.

Жизнь ребенка, имеющего риск появления дизартрии. должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному его развитию движений и психики. Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.

Активное участие матери в уходе за ребенком и коррекционной работе, проводимой специалистами, способствует эмоциональной устойчивости ребенка, что оказывает положительное влияние на его психическое развитие.

Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и, в особенности, с манипулятивной деятельностью рук. Помимо нормализации мышечного тонуса и развития движений необходимо развивать тактильные ощущения, давая ребенку для игры предметы с различной поверхностью (гладкой, шершавой, моховой, металлической, деревянной и пр.). Учитывая то, что у младенца в норме главным органом тактильных ощущений на первых этапах являются губы и язык, а затем кисти рук в целом, следует поощрять облизывание игрушек языком, забирание их в рот, покусывание и пр. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствуя играм ребенка голосом.

С первого года жизни большое значение приобретает развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.

Лингвистическое воспитание ребенка должно развиваться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Применение в общении с ребенком одной языковой системы способствует формированию устойчивых образцов интонации. различаемых образцов фонетического ряда речи, устойчивых образцов слышимых фонематических единиц, а позже слов и словосочетаний. Все это способствует переходу на втором этапе лепета от врожденных артикуляций к артикуляциям родного языка. Общение с ребенком, имеющего фактор риска появления дизартрии, должно протекать только в рамках одного языка.

Наличие церебрального паралича у детей задерживает и нарушает естественный ход развития речи. В этом случае родители стремятся удовлетворить желания ребенка, угадывая их по мимике и жестам. Это поведение является не правильным. Даже в тех случаях, когда речь отсутствует, необходимо вызывать любые звуки у ребенка для привлечения внимания взрослых и сопровождения собственных жестов ребенка. Все манипуляции с ребенком (кормление, одевание и тем более игра и пр.) должны сопровождаться речевыми комментариями взрослого, в которых повторяются одни и те же звуки, звукоподражания, слова, выражения.

В настоящее время положительным явлением социальной жизни служит организация «школ» для родителей с обучением их приемам развития у ребенка сенсомоторных и речевых навыков, формирования лексико-грамматических категорий языка, подготовки ребенка к школе.

Симптомы отклонений от языковой нормы в развитии фонологической системы являются прямым показанием начала направленной логопедической работы.

Помочь становлению речевой функции можно, обучая ребенка прослушиванию и повторению коротких ритмических стихов. При этом не надо требовать, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Целью таких упражнений является ритмизация и синхронизация голосовых реакций с дыханием и движением рук и ног (если это ребенку доступно). Поэтому можно ограничиться звуковыми абрисами, которые могут быть достаточно стереотипными.

На дальнейших этапах развития речи и психики имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности, осуществляемое параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлении и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.

Важнейшим средством психического развития является детская игра, которая у детей с органическим поражением мозга является основным видом деятельности значительно более длительное время, чем у детей без отклонений в развитии. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрослыми игрой детей, должны быть тщательно продуманы в связи с их влиянием на развитие дифференцированного слухового . фонематического восприятия, тонкой моторики рук, речевых артикуляций и пр.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector