Интеллектуальные и речевые стадии в онтогенезе

Таблица № 4

Интеллектуальные стадии Речевые стадии
1. первые дифференциации и Узнавание (3-6 мес). 1. первые реакции и Лепет на имя матери и собственное имя (5-7 мес).
2. Первые направленные предметные действия (7-8 мес). 2. Первые слова-предложения (9-12 мес).
3. Различение предметов по функции (9-12 мес). 3. Первые предложения (к 2 годам).
4. Группировка по функции, воздействие по примеру, «беспредметное рисование», игра (элементы и самообучение обучения вторых) (к 2 годам). 4. употребления и понимания Первые возможности чужой собственной речи вне ситуации (к 3 годам).
5. Группировка по вторичным показателям. Предметные картинки. Усложненная игра с активным обучением вторых (к 3 годам). 5. Беглая обращение, словотворчество (к 4 годам).
б. Готовность всех главных операций, первые трудовые навыки, интеллектуальные игры (4-7 лет). 6. Сознательное отношение к правилам языка, исправление неточностей в речи вторых. Качественный скачок в сфере полисемии слова (к 7 годам).

4.3. Особенности фонетических нарушений
у детей со стертой дизартрией

Многие исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого недостатка у детей со стертой дизартрией.

Нарушения произносительной стороны речи, среди них и звукопроизношения, имеют стойкий темперамент, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и воображают серьёзные трудности для коррекции и дифференциальной диагностики.

Вторично из-за нарушений произносительной стороны речи страдает развитие и формирование вторых сторон речи (фонематической, лексической, грамматической). В школьном периоде эти нарушения затрудняют процесс школьного обучения, приводя к специфическим ошибкам при чтении и письме.

стороны и Нарушения речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии механизм и причина этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). При дислалии[7] нет нарушений иннервации мышц речевого аппарата.

Большая часть авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, показывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушений звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения разных групп звуков у детей характеризуется определенными изюминками, каковые обусловлены сложным сотрудничеством речеслухового и речедвигательного анализаторов и звуковой близостью звуков.

Механизм звукопроизношения рассматривается с перцептивной и артикуляционной позиций. Перцептивная база — это восприятие фонетических единиц, сличение их с эталонами и разделение. Артикуляционная база — это готовность артикуляционного аппарата делать узкие дифференцированные перемещения, нужные для произнесения звуков — единиц языковой совокупности.

Так, в норме ребенок для овладения к пяти годам верным звукопроизношением обязан мочь четко принимать и дифференцировать звуки речи на слух, а для верного их воспроизведения иметь достаточно подготовленную артикуляционную базу:

— мочь делать узкие дифференцированные перемещения органами артикуляции;

— не иметь патологических признаков: гипертонуса, гипотонуса, гиперкинезов, девиации и других неврологических признаков.

Нарушения, появляющиеся при артикуляции звуков, не разрешают формироваться четким и верным кинестезиям, нужным при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, со своей стороны, замедляет процесс формирования верного произношения звуков у детей со стертой дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и есть обстоятельством стойких нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.

В изучениях Л.В. Лопатиной, посвященных изучению звукопроизношения детей со стертой формой дизартрии, приводятся статистику. Полиморфные нарушения представлены следующим образом:

— нарушение двух фонетических групп звуков — 16,7%;

— нарушение трех фонетических групп звуков — 43,3%;

— нарушение четырех и более чем фонетических групп звуков — 40%.

самые сохранными являются заднеязычные и звук [j].

Самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными выясняются нарушения произношения сонор [р] и [л].

Темперамент нарушений звукопроизношения звуков у детей со стертой дизартрией, согласно точки зрения Лопатиной, определяется соотношением звуковых и артикуляторных черт разных групп звуков. Группы акустически родных звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких, не смотря на то, что и более сложных по артикуляции. Это подтверждает наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового фонематического слуха и восприятия речи, в связи с чем звуковая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение верного произношения.

Нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом:

— нарушения звукопроизношения, характеризующиеся однообразным видом искажений разных групп звуков (23,3%) (межзубное и боковое произношение разных групп звуков);

— нарушения звукопроизношения, характеризующиеся разным видом искажений звуков (33,3%) (межзубный сигматизм и боковой ротацизм);

— отсутствие и искажение разных групп звуков (33,7%) (межзубный сигматизм и отсутствие звуков [р], [л];

— замена и искажение разных групп звуков (6,7%) (межзубный сигматизм и замена звука [ч] на звук [т’]).

Изучения О.Ю. Федосовой (2005) посвящены изучению изюминок звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. Использована определенная совокупность обследования с учетом усложняющегося фонетического контекста. Конкретный звук обследуется в следующей последовательности:

— изолированно;

— в составе слога: СГ, ГС;

— интервокально: ГСГ;

— слоги со стечением согласных: ССГ, ГСС;

— слова, различные по слоговой структуре (13 классов);

— фразы;

— связная обращение.

Наряду с этим учитывается фонетический контекст, т.е. положение звука в слове: в начале, в конце, в середине слова; сочетаемость с соседними звуками; протяженность слова (количество слогов), главная структура слова, разная частотность слов.

Федосовой были распознаны следующие изюминки звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. Нарушения звукопроизношения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят во многих случаях непостоянный темперамент. В зависимости от фонетических условий звук может произноситься по-различному: в одних случаях звук произносится правильно, в других искажается либо кроме того заменяется. Темперамент произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста.

самая благоприятной для верного произношения звуков есть сильная (ударная) позиция звука, нахождение его в начале слова, кратко и в словах несложной слоговой структуры. И, наоборот, уровень качества звука ухудшается в не сильный позиции (безударной), при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста.

В ранних изучениях Гуровец, Маевской указывается на следующие обычные звуковые расстройства при стертой дизартрии:

1. Межзубное произношение переднеязычных звуков [т], [д], [н], [л], [с], [з] сочетается с отсутствием либо горловым произношением звука [р].

2. Боковое произношение свистящих, шипящих, звуков [р]-[р’], замена [р]-[р’] на [д]-[д’].

3. Смягчение согласных звуков обусловлено спастическим напряжением средней части спинки языка.

4. Шипящие звуки оформляются в более несложном, нижнем произношении и заменяют свистящие звуки.

5. Недостатки озвончения, каковые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства.

В первый раз в изучениях этих авторов обрисованы случаи голосовых расстройств у детей с легкой степенью дизартрии: голос негромкий, хриплый, назализированный.

В изучениях Федосовой указывается на следующие изюминки звукопроизношения у детей со стертой дизартрией:

— антропофонические (искажение, пропуски);

— фонологические (замена, смешение).

Указанные нарушения звукопроизношения непостоянен и зависят от фонетических условий. Помимо этого, прослеживается корреляционная зависимость этих непостоянных нарушений от лингвистических факторов: места звука в слове, слоговой структуры слова и других.

Разбирая особую литературу, Б.Ж. Монделаерс систематизировал симптомы «вербальной диспраксии» (DAS) и внес предложение следующие диагностические параметры:

— Нестабильный темперамент неточностей звукопроизношения и ограниченность звукового репертуара.

— Затруднения в произношении звуков, верно произносимых изолированно, в потоке речи.

— Увеличение количества неточностей при: усложнении артикуляции; повышении длины слова; произношении последовательности звуков; произношении звуков речи со сходными фонетическими чертями; слогов и произнесения малой длительности звуков.

— Поиск нужной артикуляции.

— Оглушение звонких согласных из-за позднего включения фонации и нарушенной координации узких перемещений артикуляционных органов.

— Нарушение просодических черт речи.

В изучении Карелиной «Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами» отмечается, что неспециализированным характерным показателем для данной категории детей есть полиморфное нарушение звукопроизношения. Результаты обследования состояния произносительной стороны речи детей «с минимальными дизартрическими расстройствами» отражены на гистограмме.

На гистограмме выделены самые типичные нарушения звукопроизношения.

Интеллектуальные и речевые стадии в онтогенезе

График № 2

05 Психика в онтогенезе

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector