Духовная культура

Завершение процесса сапиентации и происхождение общинно родового строя содействовали формированию не только социальной, но и духовной судьбы первобытного человечества. Эра ранней родовой общины отмечена заметными удачами в развитии языка, начатков рациональных знаний, искусства.

Еще недавно считалось, что языки наименее развитых групп человечества владеют весьма малым, чуть ли не в пара сотен слов, лексическим запасом и совсем лишены неспециализированных понятий. Но последующее изучение продемонстрировало, что лексикон кроме того самых отсталых племен, к примеру, австралийцев, насчитывает не меньше 10 тыс. слов, т. е. больше чем содержится в карманном словаре любого европейского языка. Выяснилось кроме этого, что, не смотря на то, что эти языки вправду тяготеют к конкретным детализированным, единичным определениям, в них имеются и обобщающие понятия. Так, у австралийцев имеется обозначения не только для разных пород деревьев, но и для дерева по большому счету; не только для разных видов рыб либо змей, но и для змей и рыб по большому счету. Но таких видовых обозначений мало, они употребляются нечасто и, что особенно показательно, не идут дальше классификации среднего уровня. Имеется обозначения для дерева, кустарника, травы, но нет обозначения для растения; имеется обозначения для рыбы либо змеи, но нет обозначения для животного. Вторая особенность самые примитивных языков — неразвитость синтаксических форм. Она, но, не имеет громадного значения как показатель культурного уровня: в устной речи самых развитых народов, в отличие от их письменного языка, фразы кроме этого в большинстве случаев складываются из небольшого числа слов.

Развитие языка шло параллельно повышению количества информации и, со своей стороны, содействовало ее аккумуляции и передаче. Источником знания первобытного человека была его трудовая деятельность, на протяжении которой накапливался опыт, сопоставлялись следствия и причины явлений, обобщались и систематизировались наблюдения. Конечно, что условия судьбы прежде всего потребовали накопления знаний об окружающей природе. На примере аборигенов Австралии, бушменов, огнеземельцев и т. д. видно, что члены ранней родовой общины владели солидным запасом сведений об богатствах и особенностях собственной отчизны, т. е. фактических сведений в области прикладной географии, ботаники, зоологии, минералогии, метеорологии и других природоведческих знаний. Дабы поддерживать собственный существование, они должны были в совершенстве знать топографию собственной кормовой территории, нужные и вредные особенности растений, повадки животных и пути передвижения, особенности разных минералов, других материалов и видов древесины для поделок, мочь предугадывать погоду и просматривать следы. “Туземец, — писали Спенсер и Гиллен об австралийцах-аранда, — не только различает следы, оставляемые птицами и всеми животными, но и , осмотрев нору, он может, взглянуть на направление последних следов либо понюхав почву у входа, сходу сообщить, имеется в том месте животное либо нет”. Нужно было кроме этого умение в любое время вольно ориентироваться на местности, что потребовало хорошего знания звездного неба. Один из современных исследователей говорит, что первое сообщение о запуске неестественного спутника Почвы он получил от бушмена, обратившего внимание на появление новой “звезды”.

Большое развитие взяли и такие практические отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. Человек овладев несложными рациональными приемами залечивания переломов, вывихов и ран, удаления больных зубов и других несложных операций , лечения змеиных укусов, нарывов, других заболеваний и простуды. Начиная с мезолита, стали известны трепанация черепа, ампутация поврежденных конечностей, четко прослеживаемые на некоторых остеологических материалах. В первобытной медицине активно использовались как физические (массаж, компрессы, паровая баня, кровопускание, промывание кишечника), так и лекарственные средства растительного, минерального и животного происхождения. Об этом свидетельствует, например, относительно прекрасно изученная народная медицина аборигенов Австралии. Они умели пользоваться шинами при переломах костей, останавливать кровотечение посредством паутины, золы, жира игуаны, высасывать кровь и прижигать ранку при змеином укусе, лечить простуду паровой баней, болезни желудка — касторовым маслом, эвкалиптовой смолой, луковицей орхидеи, кожные болезни — прикладыванием глины, промыванием мочей и т. д. По некоторым сведениям, австралийцам были известны противозачаточные средства. Уже на заре медицины было понято значение психотерапии: у тех же австралийцев лечение довольно часто завершалось приказанием подняться и идти трудиться.

Несравненно более ограниченными оставались обобщенные понятия. У аборигенов Австралии имелось лишь три, у бушменов четыре, а у огнеземельцев — она — пять обозначений числовых понятий. Дабы сообщить “пять”, австралиец сказал “три” и “два”; всякое число более чем 10 выражалось понятием “большое количество”. Сама абстрактность численных представлений была относительной: многие исследователи отмечали, что примитивные народы воображают себе не числа по большому счету, а только числа определенных предметов. Счет был порожден настоящими жизненными потребностями и продолжительно существовал лишь в жизненной практике первобытных людей. Вследствие этого весьма интересно подчернуть, что распространенное представление, словно бы несложные арифметические действия — вычитание и сложение — предшествовали более сложным — умножению и делению, по-видимому, неверно. В конце 19 в. германский этнограф Карл Штейнен, нашёл начатки деления, которые связаны с разделом сородичами добычи.

В еще более зачаточном состоянии, нежели счет, пребывали исчисление и измерение расстояния времени. Громадные расстояния примерно измерялись днями пути, меньшие — полутом стрелы либо копья, еще меньшие — длиной конкретных предметов, значительно чаще разных частей людской тела: ступни, локтя, пальца, ногтя. Из этого пережиточно сохранившиеся во многих языках заглавия древних мер длины — русское пядь и локоть, британские — дюйм и фут, германское — элле и т. п. Время продолжительно исчислялось только относительно громадными отрезками, связанными или с положением небесных тел (сутки, месяц), или с природно-хозяйственными сезонами. длительность и Число таких сезонов определялись изюминками хозяйственной жизни и экологии каждого племени. Еапример, огнеземельцы — яганы дробили год на восемь сезонов (“обвисания кожи” — голодовки, “появления птичьих яиц и т. д.), а соседние она на пять летних и шесть зимних сезонов.

Кроме того у самые отсталых племен имелась относительно развитая совокупность передачи на расстояние звуковых либо зрительных сигналов. Так, яганы передавали сообщения клубами дыма, разжигая и скоро гася пламя. Один клуб дыма означал заболевание либо несчастный случай, два — ответственную неожиданность, три — смерть, четыре — находку выкинутого на приглашение и берег кита всех соседей на празднество. Письменности еще не было, не смотря на то, что у аборигенов Австралии показались зачатки пиктографии (pictus — нарисованный + grapho — пишу), т. е. рисуночного письма, нанесения примитивных изображений для передачи и запоминания мысли. В пиктографии область рациональных знаний смыкается с другой областью духовной культуры — мастерством, разные виды которого обширно прослеживаются на самых ранних этапах развития родовой общины.

По вопросу о том, в то время, когда и как показалось мастерство, до сих пор ведутся бессчётные споры. Так, существует вывод, что позднепалеолитические изображения появились в следствии долгого постепенного процесса, начало которого прослеживается уже в охряных пятнах и чашевидных углублениях и полосах на каменных плитках из мустьерского грота Ля Ферраси во Франции. В соответствии с второму точке зрения, эти находки говорят только о появлении зачатков отвлеченного мышления, а изобразительная деятельность появляется лишь в “готовом” людской обществе, т. е. на рубеже позднего палеолита. Одни эксперты связывают рождение изобразительного мастерства с применением случайно предоставленных природой возможностей, к примеру, подправкой резцом либо краской напоминающих животных камней, наплывов, пятен на стенах пещер; другие — с постепенным замещением макетом-скульптурой, барельефом, рисунком натуральных останков зверя, каковые употреблялись для имитации охотничьей схватки.

Образцы изобразительного мастерства эры ранней родовой общины известны по бессчётным археологическим монументам. Это рельеф и круглая структура, представленные в основном уже упоминавшимися женскими фигурками ориньяко-солютрейских стоянок и мадленскими головами животных. В один момент появляются графические и красивые изображения животных, реже людей и растений, развивающиеся от примитивных одиночных контуров Ориньяка к превосходным собственной ясностью фрескам Мадлена и многофигурным охотничьим и бытовым композициям средиземноморского мезолита (капсийская культура). С мадленскими и капсийскими сходны наскальные картинки бушменов, с экспрессией и большой реалистичностью изображающие людей и животных, охотничьи и армейские сцены, пляски и религиозные церемонии. Но в целом изобразительное мастерство отсталых племен отражает начавшийся в мезолите поворот от реализма к условности.

Происхождение вторых видов мастерства прослеживается этнографически. В устном творчестве раньше всего развились предания о происхождении их обычаев и людей, подвигах предков, происхождении различных явлений и мира природы. Скоро ко мне добавились сказки и рассказы. В музыке певческая либо песенная форма, по-видимому, предшествовала инструментальной. По крайней мере, огнеземельцам и ведда, имевшим несложные, охотничьи и другие песни, не было известно ни одного музыкального инструмента. Но по большому счету музыкальные инструменты показались рано. Эти ударные приспособления из двух кусков дерева либо натянутого куска кожи, несложные щипковые инструменты, прототипом которых, возможно, была тетива лука, разные трещотки, гуделки, свистелки, трубы, флейты. Последние, по всей видимости, представлены и археологически — трубчатыми костями с боковыми отверстиями, отысканными в монументах позднего палеолита. К числу старейших видов первобытного мастерства относятся танцы, засвидетельствованные одним из мадлениских картинок. В большинстве случаев, первобытные танцы коллективны и изобразительны: это имитация, довольно часто посредством масок, сцен охоты, рыболовства, собирательства, брачных взаимоотношений, боевых действий и т. п. Соединяясь с устным, музыкальным, изобразительным творчеством и подчас преобразовываясь в примитивные драматические представления, такие танцы самый наглядно высказывали эмоционально-познавательную и воспитательную сущность первобытного мастерства.

Так, в духовной культуре ранней родовой общины сначала наличествовали и развивались элементы рационального миросознания. Но в целом эти элементы были еще весьма малы: островки знания терялись в море незнания. В это же время люди в родовой общине, в противоположность людям первобытного стада, уже достигли таковой ступени развития интеллекта, в то время, когда возникла необходимость растолковать все, с чем им приходится сталкиваться, в том числе да и то, что оставалось непонятным, заставляло ощущать собственный бессилие. Исходя из этого рядом с рациональным миросознанием появилась религия.

Основной изюминкой превратного миросознания участников ранней родовой общины было то, что они еще не выделяли себя из внешней среды. Кормовая территория, ее животные, растительные и минеральные достатки, действующие на ней стихийные силы и живущая тут людская несколько — все это мыслилось как единое, слитое целое, в котором люди были тождественны с природой. Природе приписывались человеческие особенности впредь до дуалистического разделения и кровнородственной организации на две взаимобрачных половины; людям — свойства природы впредь до воспроизводства ее стихийных явлений. Эта специфика начальной религии сказалась во всех ранних видах фантастических представлений: тотемизме, фетишизме, анимизме, магии.

Тотемизм, в особенности полно сохранившийся у аборигенов Австралии — это вера в существование тесной связи между какой-либо родовой ее тотемом и группой — определенным видом животных, реже растений, еще реже вторых предметов либо явлений природы. Род носил имя собственного тотема, к примеру, кенгуру либо луковицы, и верил, что происходит от общих с ним предков, находится с ним в родном родстве. Тотему не поклонялись, но вычисляли его отцом, старшим братом и т. п., помогающим людям данного рода. Последние, со своей стороны, не должны были убивать собственный тотем, причинять ему какой-либо вред, использовать его в пищу. У каждого рода был собственный священный центр, с которым связывались предания о тотемических предках и покинутых ими “детских зародышах”, дающих начало новым судьбам; тут хранились тотемические реликвии и совершались разные тотемические обряды. В целом тотемизм был необычным идеологическим отражением связи рода с его естественой средой, связи, осознававшейся в единственно понятной в то время форме родного родства.

Анимизм (anima — душа) — вера в сверхестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) либо действующие самостоятельно (духи). Британским этнографом Э. Тэйлором была выдвинута так называемая анимистическая теория происхождения религии, в соответствии с которой вера в нематериальные души и духов была старейшим видом религиозных представлений, появившимся в сознании “филосовствующего дикаря” при попытках растолковать такие явления, как сон, обморок, смерть. В конечном итоге подобные верования не могли быть исходным видом религии, поскольку представления о нематериальном предполагает известное развитие абстрактного мышления. Но какие-то зачатки анимистических вер в форме смутного одушевления природы без сомнений показались уже в самую раннюю пору родового строя. У в один раз, австалийцев, огнеземельцев и других самые примитивных народов имелись неясные представления о душах живых и погибших людей, злых и хороших духах в большинстве случаев мыслившихся в качестве физических, осязаемых существ. Возможно думать, что с этими представлениями были как-то связаны и ранние формы почитания матерей-охранительниц очага, засвидетельствованные находками позднепалеотических женских статуэток.

Фетишизм (fetico — талисман, талисман) — вера в сверхестественные свойства неодушевленных предметов, к примеру, определенных орудий труда, предметов обихода, деревьев, камней, пещер, а позднее и намерено изготовленных культовых предметов. Существует вывод, что несложный фетишизм, пребывающий в наделении некоторых предметов ближайшего окружения наровне с простыми кроме этого и чудодественными особенностями, мог быть начальной формой религии. Так, фетишом имело возможность стать очень добычливое копье либо плодоносящее дерево, насытившее людей по окончании долгой голодовки. Но проверить справедливость данной теории тяжело: не смотря на то, что элементы фетишизма легендарны среди отсталых племен, они переплетаются тут с элементами тотемизма, анимизма и других религиозных представлений.

Волшебство (mageia — колдовство) — вера в свойство человека особенным образом влиять на вторых людей, животных, растения, явления природы. Не осознавая настоящей взаимозависимости замечаемых явлений и фактов, превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек полагал, что посредством определенных слов — и приёмов действий — возможно привести к дождю либо поднять ветер, обеспечить успех в охоте либо собирательстве, помогать либо вредить людям. Громадное распространение взяла, например, производственная, либо промысловая, волшебство: такова, к примеру, “пляска кенгуру” у австралийцев, на протяжении которой одни исполнители изображали этих животных, а другие якобы поражали их копьями. Согласно одной из версий, практика промысловой волшебстве археологически засвидетельствована нередкими символами ран на скульптурах животных и позднепалеолитических рисунках. Рано развились и другие главные виды волшебства: вредоносная — наведение “порчи” на неприятеля, охранительная — предотвращение данной порчи, лечебная — колдовское лечение ран и недугов.

Так, уже самые ранние виды религии заключали в себе начатки не только фантастических представлений — веры, но и священнодействий — культовой практики. Последняя продолжительное время не составляла тайны: совершение религиозных церемоний было доступно всем. Но с усложнением культа и развитием верований его отправления потребовало определенных знаний, умений, навыков, опыта. Наиболее значимые культовые действия стали совершаться старейшинами (к примеру, у сеноев), а после этого и особенными экспертами (у огнеземельцев, семангов и др.). Как показывают обычаи ряда и мифы австралийцев вторых племен, в качестве таких экспертов первоначально выступали в основном дамы.

Религия игралась весьма громадную роль в жизни родовой общины. известный французский этнограф Л. Леви-Брюль, изучая духовную культуру отсталых племен, кроме того заключил , что мышление первобытных коллективов было целиком и полностью иррациональным, мистическим, религиозным. Это, само собой разумеется, неверно, поскольку если бы старейшее человечество руководствовалось лишь превратными представлениями, оно остановилось бы в собственном развитии либо погибло. В конечном итоге духовной культуре ранней родовой общины было свойственно тесное переплетение рациональных и превратных представлений. Так, леча рану, первобытный человек в большинстве случаев обращался и к нужным травам и к волшебству; протыкая копьём изображение животного, он в один момент практиковался в приемах охоты либо показывал их молодежи и магически снабжал успех грядущего дела. Это переплетение часто является основой для разных построений, выводящих из религии идеологии и духовной другие явления культуры, в особенности нравственность и искусство. Но разные формы публичного сознания, не смотря на то, что они постоянно находились в активном сотрудничестве, не могли появляться одна из второй, поскольку их неспециализированной базой были условия публичного бытия.

Так, первобытнообщинная формация была самой долгой в истории . Ее нижняя граница по новейшим данным — приблизительно 2 млн. лет назад, верхняя граница колеблется в пределах последних 5 тыс. лет; в Африке и Азии первые цивилизации появились на рубеже 4-3 тысячелетий до н. э.; в Европе — в 1 тысячелетии н.э., в других областях Почвы — еще позднее.

духовная и Культура жизнь. Видеоурок по обществознанию 11 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector