Просвещение. накопление знаний

Русь отнюдь не была сплошь неграмотной. Знание письма, счета требовалось во многих отраслях хозяйственной и другой деятельности. Берестяные грамоты других центров и Новгорода, разные монументы письменности (летописи, повести и т.д.), надписи на ремесленных изделиях (монеты, печати, колокола, предметы оружия, ювелирного дела, художественного литья и др.) показывают, что грамотные люди ни при каких обстоятельствах не переводились в Киевской Руси, причем не только в среде монахов, но и ремесленников, купцов. Имелись они и среди бояр и аристократов. Состоятельные люди вели письменный учет в собственных хозяйствах; от XVI в. сохранились разного рода учетные книги, документы духовных обителей — монастырей, копии с документов более ранних времен.

В распоряжении ученых, не обращая внимания на все утраты Батыевой эры и более поздних ордынских «ратей», имеется все же много рукописного материала за XIV—XVI вв. Это — документы (духовные грамоты, контракты великих, а также столичных, и удельных князей, хозяйственные акты русской митрополии, епископских кафедр, монастырей), жития святых, летописи и мн. др. Появляются управления по грамматике, математике, лечению травами (азбуковники, травники и др.).

Накапливались практические наблюдения, знания по строительной технике (нужны были при возведении строений), динамике (расчеты дальности полета камней, ядер из стенобитных и других приспособлений; из пушек, каковые показались в конце XIV в.), прикладной физике (чеканка монеты, литье пушек, починка и сборка часовых механизмов), прикладной химии (изготовление красок, чернил), геометрии и арифметике (описание земель, торговые дела и пр.).

Описания явлений природы (затмения, землетрясения и т.д.) достаточно нередки в летописях. Пользовались популярностью переводные произведения — «Христианская топография» Козьмы Индикоплова (путешественника VI в.), «Шестоднев» Иоанна, экзарха болгарского, «Громник» и др. Астрономические наблюдения приводятся в русских рукописных сборниках; медицинские — в тех же летописях (описание заболеваний). А сборник XV в., вышедший из Кирилло-Белозерского монастыря, включил комментарии Галена, римского ученого II в. н.э., к произведению Гиппократа, древнегреческого «отца медицины» (V—IV вв. до н.э.). Выдающееся для собственного времени значение имела «Книга сошному письму» (середина XIV в.) — в ней обрисованы методы исчисления земельных площадей и налогов с них.

Круг географических знаний расширяли русские путешественники. Они покинули описания собственных странствий. Таковы новгородец Стефан, побывавший в Константинополе (середина XIV в.); Григорий Калика (возможно, посетил тот же город в по поводу в.; позднее, под именем Василия Калики, стал новгородским епископом); дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима (Константинополь, Палестина; 1420 г .); суздальский инок Симеон (Феррара, Флоренция; 1439 г .); известный Афанасий Никитин, тверской торговец (Индия; 1466—1472 гг.); торговцы В. Позняков, Т. Коробейников (святые места, вторая добрая половина XVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли описания, «чертежи» замеченных земель; послы — статейные перечни со сведениями о зарубежных странах.

Этапное значение имело появление в Российской Федерации книгопечатания. Еще Иван III пробовал наладить это дело — пригласил печатника Варфоломея Готана из Любека. Но тогда ничего не удалось сделать. Только в середине XVI в., при Иване Суровом, началось печатание книг, сперва — так называемой безнадёжной печати (с 1550-х годов), позже — с выходными данными. Первая такая книга — «Апостол», изданный 1 апреля 1564 г . Иваном Федоровым, дьяконом церкви в Кремль . Два года спустя он и его ассистент Петр Мстиславец уехали в Литву. Сперва Федоров трудился в белорусском Заблудове, после этого — на Украине, во Львове (до смерти в 1583 г .). Тут он издал тот же «Апостол», первый печатный букварь — «для пользы русского народа». А в Москве продолжатели его дела, сыгравшего огромную роль в будущем развитии просвещения, издали около 20 книг богословского содержания.

хиромантии и Практическое применение астрологии в жизни человека. Сергей Серебряков

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector