Деонтология и врачебная этика в стоматологии

Медицинская деонтология (учение о должном; от греч. dеоп, dеопtоs — долг, должное; 1оgоs -учение) — это учение о моральном, эстетическом и интеллектуальном виде доктора, совокупность морально-этических и нравственных норм исполнения медицинскими работниками собственных опытных обязанностей, содействующее созданию самая благоприятной обстановки для выздоровления больного.

Теоретической базой деонтологии есть нормы взаимоотношений -и врачебная этика правила между медицинскими работниками, их родственниками и больными, и между сотрудниками в медицинском коллективе и целыми медицинскими учреждениями. Считается, что ключевые принципы медицинской деонтологии и этики сформулировал Гиппократ. Деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой использование на практике медико-этических правил.

Соблюдение докторами-стоматологами этико-деонтологических правил и норм имеет серьёзное значение в их профессиональной деятельности. Это связано с рядом изюминок стоматологии как раздела научной и практической медицины.

Во-первых, у большинства больных посещение стоматолога приводит к значительному психоэмоциональному напряжению. Это связано со страхом больного перед ожидаемой болью и грядущими манипуляциями доктора. Многие люди не переносят звука трудящейся бормашины, других воздействий и ультразвука на организм. Исходя из этого наиболее значимый принцип стоматологической деонтологии — безболезненность всех лечебных и диагностических манипуляций. В случае если доктор все-таки должен причинить боль, он обязан функционировать скоро, не раздумывая, поскольку неуверенность замедляет манипуляцию, понижает ее уровень качества и тем самым причиняет вред больному.

Во-вторых, наиболее значимым лечебным средством есть слово доктора, его чуткое, внимательное отношение к больному. Перед тем как начинать манипуляции, нужно убедить больного в правильности постановки диагноза и выбранного способа лечения. Нужно создать у больного мотивацию на сотрудничество с доктором.

Недопустимы беседы при больном о том, что у одного больного «сломали зуб», у другого — «удалили не тот зуб», а у третьего -«сломали в зубе иглу» и т.п. Недопустимы в присутствии больного критические замечания в адрес сотрудников по поводу допущенных ими неточностей, недостаточного уровня опытной подготовки, наличия негативных черт характера и т.д. Неверно сообщённое слово может вызвать у больного заболевание — ятрогению.

В-третьих, доверие к доктору вызывает его опрятная наружность, непоказное дружелюбие, уравновешенность характера, умение выслушать больного, понимание и участие его неприятностей. Нужно сперва выслушать больного, не торопиться вносить коррективы в его логические построения, поскольку до тех пор пока больной не все сообщил, он не готов принять никакую медпомощь. С больным неизменно необходимо говорить на равных, уважительно, независимо от его возраста, денежного и социального положения.

В-четвертых, при общении с больным принципиально важно учитывать особенности его характера. Так, сангвиника направляться лишь убедить в целесообразности лечения, обратить его внимание на вероятные грядущие неприятные моменты лечебной манипуляции, и больной будет сидеть довольно нормально. Более терпимо к лечению относятся флегматики и меланхолики. Особенное отношение к себе требуют больные с холерическим складом характера. Эти люди неспокойны, отрицательно воздействуют на ожидающих собственной очереди больных, создавая нервозную обстановку. Их тяжело усадить в кресло, они скоро возбуждаются, весьма настороженно относятся к проводимому лечению, мешают манипуляциям, не хорошо переносят боль. Не считая убеждения в таких случаях целесообразно показать твердость. Ни при каких обстоятельствах нельзя идти на предлогу у больного.

В-пятых, еще одна неприятность, имеющая деонтологический аспект, — взаимоотношения стоматолога со экспертами вторых областей медицины. Первичные симптомы многих болезней (например, крови, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой совокупности и т.д.) часто проявляются как раз в полости рта, а состояние челюстно-лицевой области, со своей стороны, влияет не только на функции, но и на развитие патологических процессов в организме. В случае если нет взаимопонимания и взаимодействия между врачами «смежных» профессий, вероятны неточности, происхождение распрей и в следствии — неадекватное лечение больного.

В-шестых, в наше время, с одной стороны, случился большой скачок в качестве оказании стоматологической помощи больным, а с другой — большое место в практической стоматона данный момент занимают платные услуги. Вследствие этого изменился темперамент пациента врача-и взаимоотношений стоматолога: они частично перешли в потребителя отношений и плоскость продавца стоматологических одолжений. Большая часть больных желают иметь хороший сервис и современный стоматологический сервис. Но наряду с этим у них смогут появляться сомнения в обоснованности назначения некоторых лечебно-диагностических манипуляций. Они смогут беспокоиться, что доктор-стоматолог, хотя получить, завышает количество нужной стоматологической помощи. Не обращая внимания на всю важность экономической составляющей собственной деятельности, доктор-стоматолог обязан доходить к больному, прежде всего с позиций медицинской эффективности и целесообразности избранных лечения и методов диагностики. Совсем недопустим подход, в то время, когда доктор выбирает и пробует навязать больному не самый действенный, а самый дорогостоящий способ. Иначе, нельзя относиться к платной стоматологической помощи лишь как к услуге, которую больной оплачивает и исходя из этого сам может сделать вывод, что ему обязан сделать доктор. Больной обязан взять действенную и качественную медпомощь, а доктор — добросовестно заработанный опытный гонорар.

В-седьмых, ответственным деонтологическим нюансом есть санитар-но-просветителъская работа доктора. Нужно пропагандировать, среди них и личным примером, здоровый образ судьбы, гигиенический уход за полостью рта, разъяснять, что направляться делать для полноценной функции и сохранения здоровья зубов, обучать население гигиеническим навыкам и методам профилактики.

#36 деонтология и Медицинская этика

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector