Методы диагностики познавательных процессов дошкольников

Перед тем как излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и мышления – у дошкольников, разглядим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже виделось и будет еще много раз упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик комплект, нужный и достаточный чтобы разносторонне, во всех свойствах и существенных качествах оценить психологию детей данного возраста, выяснить уровень психотерапевтического развития ребенка в целом и по свойствам и отдельным качествам. Под словом «стандартизация», включенным в наименование комплекса, понимается возможность получения посредством всех этих методик однообразных по природе и сравнимых показателей, каковые разрешают определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же различных познавательных процессов и смотреть за развитием ребенка с каждым годом. Помимо этого, стандартизация предполагает применение для всех методик единой оценочной шкалы.

Большая часть обрисовываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, и взрослых людей) разрешает приобретать показатели психотерапевтического развития, высказываемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. Наряду с этим показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, как правило говорят о наличии у ребенка выраженных свойств либо задатков к их формированию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется важное отставание в психотерапевтическом развитии от других детей. Показатели, появлявшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что этот ребенок по уровню развития соответствующего психотерапевтического качества находится в пределах нормы, т.е. слабо отличается от большей части остальных детей его возраста.

В том месте, где установить стандартную совокупность оценок было тяжело (по большей части это относится методик, предполагающих развернутую качественную чёрта изучаемого психотерапевтического свойства), предложены иные, нестандартные методы оценки. Эти случаи очень оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик по окончании ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются метод оценки взятых результатов, условия и процедура выводов об уровне развития ребенка на основании взятых данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается понятием Личной карты психотерапевтического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет возможно вносить эти, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и так смотреть за тем, как с каждым годом либо из месяца в месяц психологически начинается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их базе уровня психотерапевтического развития ребенка, использованные в обрисовываемых методиках, как безотносительные, т.е. конкретно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. В случае если ребенку столько лет, то по взятым им показателям прямо возможно делать заключение об уровне его психотерапевтического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, но в этом случае они смогут быть лишь относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сообщённое на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в следствии его психодиагностики по методике оценки восприятия называющиеся «Чего не достаточно на этих картинках?» взял 10 баллов. Его уровень психотерапевтического развития должен быть, соответственно, оценен как довольно высокий. В случае если же по данной методике тот же ребенок возьмёт 2-3 балла, то из этого направляться, что его уровень психотерапевтического развития низкий. Но, в случае если по той же самой методике 2-3 балла приобретает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже запрещено не составит большого труда заявить, что его уровень развития низкий. Таким он будет лишь по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое возможно сообщить и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста вправду смогут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, смогут свидетельствовать о большом уровне психотерапевтического развития данного ребенка по отношению к главной массе сверстников. Исходя из этого всегда, в то время, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития обязана находиться фраза: «…если сравнивать с детьми пяти-шестилетнего возраста». К примеру: «По уровню развития памяти этот ребенок находится в среднем диапазоне если сравнивать с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает лишь в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» нужно сказать: «если сравнивать с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и очень нужна, поскольку разрешает сравнивать между собой показатели уровня психотерапевтического развития детей различного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, помимо этого, для многих психотерапевтических особенностей имеется не одна, а пара методик, оценивающих эти свойства с разных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по обстоятельству многогранности самих диагностируемых психотерапевтических явлений. Любая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со своеобразной стороны, и в итоге мы имеем возможность взять комплексную, разностороннюю оценку всех психотерапевтических изюминок ребенка. Соответствующие особенности, предлагаемые для них методики и приобретаемые показатели представлены в Карте личного психотерапевтического развития ребенка (см. табл. 4).

развитие познавательных процессов дошкольника внимание обращение восприятие

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector