Предмет и задачи этики как науки. система этического знания: теоретическая и нормативная этика

Слово «этика» греческого происхождения — (этос) является аналогом римского “mos” и означает «привычка, обычай, правило, нрав». Этика – это раздел философии, изучающий феномен морали, то, как складывались моральные нормы и законы, какова структура морали, как соотносится мораль с другими формами и видами человеческой деятельности. Можно сказать, что мораль — это практика человеческой жизни, а этика — это теория морали. Главным предметом этики являются не только моральные законы и категории, но и сам человек, каким он должен быть в свете этих законов и категорий.

Основная задача этики ответить на вопрос: в чем заключается смысл жизни? Как нужно жить, чтобы осуществить этот смысл?

По этому основанию можно выделить этику удовольствия (гедонизм), этику счастья (эвдемонизм), этику опрощения (кинизм), этику внутренней стойкости (стоицизм), этику аскетизма, этику любви и сострадания (христианская этика), этику разумного эгоизма, этику ненасилия, этику утилитаризма, этику благоговения перед жизнью и др.

Несмотря на такое многообразие этических концепций, их можно, за некоторыми исключениями, объединить в два класса:

1) концепции, в которых моральные действия должны выбираться и оцениваться в зависимости от тех практических результатов, к которым они приводят (гедонизм, эвдемонизм, милитаризм и др.), то есть нравственное поведение должно приносить практическую пользу, а мотивы поступка и следование общему принципу не имеют значения;

2) концепции, авторы которых доказывали, что в морали в первую очередь важен мотив и сам поступок во исполнение закона, а не последствия. Наградой за мою нравственную жизнь является сама моя нравственная жизнь. Я мучился и страдал, исполняя долг, не для того, чтобы мне зачлось на том свете или на этом в виде спокойной и удовлетворенной жизни, в виде славы, богатства и т. д. Через свои нравственные страдания я получил самый главный подарок — самого себя как свободную самодостаточную личность.

Концепции первого класса, несколько упрощая, можно назвать антропологическими, поскольку они исходят из интересов конкретного человека и человечества. Концепции второго класса — метафизическими, поскольку их авторы считают, что моральные законы и принципы не придумываются человеком и не выражают его частных субъективных интересов, что они — отражение законов бытия, частью которого является человек.

Наиболее типичным выражением антропологических концепций являются гедонизм и эвдемонизм. Термин «гедонизм» происходит от греческого(наслаждение). Наслаждение для мыслителей, выдвинувших эту концепцию, является высшим благом и критерием человеческого поведения. Стремление к наслаждению рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы.

Гедонизм постепенно эволюционировал к пропаганде моральной вседозволенности, что, в конечном счете привело к кризису гедонизма как философского мировоззрения.

Из гедонизма непосредственно вытекает эвдемонизм (от греческого слова«счастье») — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье является высшей Целью человеческой жизни. Счастье – это чувство удовлетворенности жизнью в целом, проистекающее от совершенной деятельности. В настоящее время эвдемонизм как учение о достижении счастья человеком или обществом оказался плохо совместимым с драматизмом существования современного человека в отчужденном мире и потерял свою привлекательность.

Таким образом, теоретическая этика (метаэтика) изучает сущность морали, ее роль и место в обществе: функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение), характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом. Также теоретическая этика выявляет содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье), разрабатывает шкалу моральности (идеал-добродетель-порок) и определяет ее критерии. В контакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы.

Нормативная этика концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека. Уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации, нормативная этика разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества.

Под категориями (концептами) этики понимают основные понятия, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали: добро, зло, добродетель, долг, совесть, достоинство, честь и др.

К моральным качествам относятся: великодушие, правдивость, вероломство, скупость, щедрость, зазнайство, скромность, требовательность к себе и окружающим и др.

Основным вопросом изучения этики стала мораль. По определению мораль — это общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. В обществе, разделенном континентами и государствами, этносы, субэтносы и суперэтносы, консорции и конвиксии генерируют необходимый регулятор нравственного поведения, служащий катализатором всех сфер общественной жизни.

Нормы морали («не убивай», «не укради») первичны по отношению к нормам права. Нормы права как инструмент разрешения противоречий путем принуждения со временем оформляются в законы и поддерживаются государственной властью. Моральные нормы зависимы от обычаев, традиций, ментальности, общественного мнения. Мораль того или иного общества прежде всего предполагает определенное содержание поведения, то как принято поступать — нравы. Моральные требования, предъявляемые к человеческому сообществу и к каждому человеку в отдельности, контроль за их выполнением осуществляются средствами духовного воздействия (через чувство долга, который каждый человек должен осознать и сделать мотивом своего поведения, и через оценку и самооценку его поступков). Сущность морали составляет добрая воля индивида к согласованию своих действий с интересами общества.

Слово «мораль» происходит от латинского «шов» (мн. число «mores») — нравы. Другие значения слова «mos» — закон, правило, обычай, образ действий. Наряду с моралью употребляют слово «нравственность». Одни исследователи полагают, что мораль и нравственность — это синонимы, другие видят между ними определенную разницу, полагая, что нравы — это массовое поведение, имеющее моральное значение, например добрые нравы, преступные нравы и т. д.

Мораль — это искусственное образование, это продукт человеческой культуры.

Мораль — это и характеристика личности, ее главных качеств, таких как правдивость, честность, доброта, и характеристика отношений между людьми, и совокупность моральных норм, которыми люди руководствуются в своей жизни. Мораль относится к сфере должного, она показывает человеку — каким он должен быть, и в этом смысле она не наука, она ничего не изучает, она научает человека быть человеком.

Таким образом, мораль — это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе почти о любом поступке можно сказать — хороший он или плохой, добрый или злой. Мораль требует от человека быть человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей, делать добро, руководствоваться в своих поступках любовью, а не злобой, помогать друг другу, чтить своих предков и т. д. и т п.

В каждом обществе, даже очень древнем, было и есть право — совокупность законов, нарушение которых преследуется наказанием уголовным или административным. Под юрисдикцию права попадают только некоторые поступки людей, прежде всего те, которые несут опасность человеку или обществу в целом. К сфере морали же относятся все поступки, поскольку все могут быть морально оценены. Нарушение юридических законов карается обществом или государством, нарушение моральных норм или законов карается моральным осуждением. И часто моральное осуждение для человека страшнее уголовного права.

Золотое правило нравственности. Существует 3 взгляда на мораль: два из них считаются ложными. Первый — отрицание всеобщности морали. У каждого человека и группы людей своя мораль. Второй взгляд – это другая крайность. В отрицании личностной автономии и истолковании морали в качестве выражения божественной воли, космического закона, исторической необходимостью и т.д. Пример: моральные заповеди даны Богом. Третий — ближе к истине. Его можно назвать синтетическим. Соединяет эти две точки зрения и формулирует золотое правило нравственности: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Золотое правило нравственности (ЗП) в современном его понимании стало использоваться в 18 веке. Это основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времен.

Моральная сущность человека проявляется в ситуации морального выбора. Важной психологической проблемой в связи с этим является уточнение понятий личностный выбор и моральный выбор. Психологической характеристикой ситуации морального выбора является наличие субъективного конфликта мотивов, хотя бы один из которых есть следование нравственной или моральной норме, а также субъективные альтернативы разрешения ситуации обладают примерно равным весом для личности. Для того чтобы человек осознал ситуацию как требующую от него морального выбора, необходимо (но не достаточно) наличие у человека следующих свойств:

• определенный уровень интеллекта (Колберг)

• определенный уровень морального развития

• достаточная степень рефлексивности (не просто самосознание, но самоанализ)

Личностная регуляция принятия решений в ситуации морального выбора это — возможность детерминации принятия решения на различных уровнях личности (прежде всего, на уровнях осознания), включающихся в процесс принятия решения: от неосознаваемых мотивов до нравственных принципов самого высокого порядка, а также влияние личностных особенностей на принятие решений в ситуации морального выбора между субъективно равными альтернативами.

Литература:

1. Кузнецов, И.Н. Бизнес-этика / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- 498 с.

2. Губин, В.Д. Основы этики: учебник. / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасов. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007. – 224 с.: ил. ISBN 5-16-002360

3. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова 2-е изд., исправ. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 424 с.

4. Коллинз. Д. Этика и этикет в бизнесе./ Д. Коллинз. – М.: Феникс, 2006.- 160 с.

5. Зеленкова, И.Л. Этика: хрестоматия / И.Л.Зеленкова. – М.: Новое знание, 2003 г. — 240 с.

6. Бачинин, В.А Этика: энциклопедический словарь/ В.А. Бачинин. – М.: Издательство Михайлова В.А., 2005г. – 288 с.

8.2 Мораль и нравственность — Философия для бакалавров

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector