Жизненно-практические ориентации философии древнего китая

В истории философии Древнего Китая выделяются два периода: предфилософии и философских школ эпохи Чжаньго.

Предфилософия развивалась на фоне господства типично восточной иерархической деспотии. Отсутствие закона компенсировалось определяющим влиянием на мировоззрение и социальную жизнь традиций, ритуалов, церемоний, религиозных культов предков (манизм). Мифология была развита слабо, что объясняется практицизмом китайцев. В имеющихся мифах главной темой выступало взаимодействие двух космических сил – небесной (ян) и земной (инь). Некоторое влияние на предфилософию оказали зачатки наук: математики, астрономии, медицины, но определяющего значения они не имели в силу отсутствия абстрактно-логического, дедуктивного уровня мышления.

Наиболее концентрированным выражением мировоззрения древних китайцев стали знаменитые литературно-художественные своды, получившие название «Пятикнижие». В него входят: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов» и летопись «Чунь-цю». Главные темы книг: добро и зло, их источники и носители; проблема начала мира, решение которой связывалось с природными элементами; взаимодействие природных и социальных явлений, в котором природные силы часто ставились в зависимость от нравственности и достойного поведения людей.

Таким образом, уже в предфилософии обозначилась главная черта будущих философских систем: помещение человека в пространство более значимого мирового целого. Этим целым являлось общество, государство, поэтому каждому отдельному индивидууму предлагались конкретные рекомендации, следуя которым в своей практической деятельности, он способствовал бы сохранению изначально установленного порядка. В этом контексте особое место в общественном сознании занимало понятие «дао».

Значения дао разнообразны:

1) путь, личная судьба, определенная для каждого человека. Следуя по нему, человек должен соблюдать традиции и нравственные нормы, принятые в семье, общине, государстве. Нарушение норм или попытка их изменить осуждались и строго карались;

2) первоначало мира, имеющее характер космического закона, которому подчиняются и природа и люди.

Практическим закреплением идеи дао стал принцип «у-вей», или принцип недеяния, в котором акцентировался аспект соответствия человека уже имеющимся формам жизнедеятельности и строгий запрет на вмешательство в естественный ход вещей и событий.

Понятия «инь», «ян», «дао», «у-вей», являясь по происхождению категориями культуры, получили своеобразное развитие и подчас оригинальную трактовку в религиозно-философских системах Древнего Китая.

Философия Древнего Китая сложилась и достигла наивысшего расцвета в VI–III вв. до н.э. – период, который в истории этой культуры получил название «эпоха Чжаньго», что означает «эпоха сражающихся государств». За это время в обстановке относительной творческой свободы оформились разнообразные философские школы, а в 594 г. до н.э. в царстве Ци даже существовал «Дворец науки».

Основные философские школы Древнего Китая:

– школа натурфилософов, «инь-ян цзя»;

– школа ученых, «жу цзя» (в западной литературе — конфуцианство);

– моистская школа, «мо цзя»;

– школа имен, «мин-цзя»;

– школа закона, «фа цзя» (в западной литературе — легизм);

– «школа Пути и благой силы», «дао-дэ цзя» (в западной литературе — даосизм).

Для всех этих школ в целом было характерно доминирование жизненно-практической проблематики, обоснование нерушимости социального опыта, высокий пафос морально-этических предписаний. Общие черты не исключают самобытности каждой из указанных школ. Рассмотрим некоторые из них.

Конфуцианство – его родоначальником является Кун Фу-цзы, европеизи-рованное Конфуций (551–479 гг. до н.э.). Главное его сочинение – «Лунь юй» («Беседы и суждения») – представляет собой несистематический сборник нравственных поучений. В центре внимания конфуцианства – взаимоотношения человека и общества, в которых человеку предписывалось держаться золотой середины в ситуации выбора, быть человеколюбивым, требовательным к себе, строить отношения с другими на основе взаимности. «Не делай другому того, чего не желаешь себе» – этический принцип Конфуция.

Внешними регулятивами социального поведения выступали небо, авторитет великих людей и мудрые слова. Хорошее управление в государстве должно быть основано на традициях, убеждении, моральном воспитании, образованности. Последователи этой школы были учеными, учителями древней классики и тем самым способствовали сохранению культурного наследия Древнего Китая. Наиболее неортодоксальной частью учения Конфуция был призыв к знанию, образованию, самостоятельному прочтению и осмыслению книг. Подобные призывы стали одной из причин неоднократно повторяющихся в истории Китая гонений на приверженцев конфуцианства. Последний раз книги Конфуция уничтожали в 1973 г., а впервые – в III в. до н.э.

Моизм — V в. до н.э., основатель Мо Цзы. Эта школа отличалась сплоченной организацией и суровой дисциплиной. Моисты развивали идеи социальной гармонии, демократии, проповедовали любовь к дальним людям, чтобы не было корысти, ценили практические знания, рассуждения.

Легизм – влияние этой школы усилилось в III в. до н.э. в период империи Цинь. Наиболее видные представители – Шан Ян и Хань Фэй-цзы. Легизм отличало резкое противопоставление конфуцианству и отчетливое стремление к участию в политической власти. Основная идея — управление в государстве должно быть основано на утвержденном кодексе законов, на принуждении, наказании, страхе перед чиновником и государством. Все сферы деятельности, которые могли внести разнообразие в жизнь, запрещались. Главными формами жизни провозглашались земледелие и война.

Объективно легисты выступали за объединение государства, введение частной собственности на землю, унификацию законодательства, имущественной и социальной градации, военно-бюрократического аппарата, письменности, денежных и измерительных единиц. Некоторые из их идей были реализованы в период правления императора Цинь Ши-хуана. При нем была осуществлена первая в истории Китая «культурная революция»: закрыты частные школы, изъяты и уничтожены все имеющиеся литературные, исторические и философские сочинения. Сотни философов подверглись гонениям и репрессиям.

После прихода к власти новой династии Хань пришлось восстанавливать по памяти и реставрировать утерянные книги, на уровень государственной идеологии вновь возводилось конфуцианство. Но это уже было конфуцианство, гармонично соединившееся с легизмом. Другие школы либо погибли, либо утратили свою философскую основу. Именно это произошло с даосизмом.

Даосизм – основатель Лао-цзы (IV–V вв. до н.э.). Школа возникла раньше конфуцианства и по своему философскому потенциалу была гораздо глубже других. На первое место в даосизме ставилась проблема бытия мира, а уже исходя из нее, делались выводы об обществе и человеке.

Центральным понятием классического даосизма стало понятие «дао», которое трактовалось как первоначало и закон мира. Дао, не имеющее имени, отражалось в категории небытия. Небытие порождает бытие, являясь константой мира, его покоем, базовой субстанцией, сущностью. Бытие рождается из небытия и физически представляет собой небо и землю.

Подчиняясь закону дао, человек должен избегать движения, действия, активности, нововведений. Это предписание распространялось и на общественное бытие: «когда правительство деятельно, народ становится несчастным». Со временем даосизм трансформировался в мистическую религиозную систему.

В целом ко II в. до н.э. традиции активной духовной жизни в Китае были утеряны. Поэтому эпоха Чжаньго действительно осталась в истории культуры как «золотой век» китайской философии, когда для духовной жизни общества были характерны плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в сферу мировоззрения.

Кратко о философии Древнего Китая

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector