Выбор темы исследования

Темы курсовых работ по истории отечественного государства и права, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры теории и истории государства и права. Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:

— соответствовать задачам подготовки специалистов по направлению «Юриспруденция»;

— учитывать направления и проблематику современных историко-правовых исследований;

— приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

— учитывать разнообразие интересов студентов в области юриспруденции.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

1.Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если преподаватель ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

2.Студент работает по теме, способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают студенты, которые совмещают работу в правоохранительных органах с учебой на юридическом факультете университета.

3.Студент работает по теме, соответствующей его интересам или будущей специализации (гражданской или уголовной). Самостоятельному выбору темы исследования могут помочь следующие приемы:

— просмотр аналитических обзоров достижений юридической науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

— ознакомление со специальной литературой и периодическими юридическими изданиями;

— консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

При выборе темы курсовой работы необходимо отдать предпочтение теме, обеспеченной источниками права. Любая курсовая работа по истории государства и права должна опираться на достаточно широкую нормативно-правовую базу; только работа с первоисточником, анализ конкретного законодательного акта поможет студенту вникнуть в его букву и дух, научит делать самостоятельные выводы.

И еще одно важное обстоятельство необходимо учитывать, выбирая тему курсовой работы уже на первом курсе. Материалы, собранные для курсовой работы по истории государства и права могут быть положены в основу главы (или параграфа) дипломной работы, если студент продолжит заниматься данной проблемой на последующих курсах.

Выбор темы и проверку ее соответствия требованиям, предъявляемым к курсовым работам, лучше начать с ознакомления с главой учебника, со статьей в юридической энциклопедии, с картотекой в библиографическом отделе (есть ли литература по этой теме, особенно источники права). Решающее значение имеет согласование темы с научным руководителем.

Избранная студентом тема курсовой работы подлежит регистрации на кафедре. Поменять тему студент может не иначе, как с согласия заведующего кафедрой.

После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема курсовой работы, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

Титульный лист.

Он выполняется с учетом следующих требований. Вверху – название учебного заведения и кафедры. В середине листа пишутся фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет, ниже – тема курсовой работы. Ниже справа – фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу – год написания курсовой работы (см. Приложение 7).

Оглавление.

В нем последовательно излагаются названия разделов и подразделов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательными и точно отражать ее внутреннюю логику. Так, если план курсовой работы по теме «Эволюция норм наследственного права в России (XI-XVII в.в.)» выстраивается в соответствии с хронологическим принципом, то оглавление данной курсовой работы может выглядеть следующим образом:

Введение 3

1.Нормы наследственного права в статьях Русской правды 5

1.1. Виды наследования

1.2. Наследование супругов

1.3. Права и обязанности наследников

2. Развитие наследственного права Псковской судной грамотой 10

2.1. Отморщина и приказное в Псковской судной грамоте 2.2.Наследование имущества изорника

2.3. Неполная собственность на наследуемое имущество

3. Наследование недвижимости по Соборному Уложению 1649 г. 15

3.1. Наследование поместий

3.2. Наследование вотчин

Заключение 19

Список литературы 20

Приложения 21

Если план курсовой работы по данной теме выстраивается в соответствии с проблемным принципом, то план работы меняется и оглавление будет другим:

Введение 3

1. Виды наследования в российском праве XI-XVII веков 7

1.1. Наследование по закону 8

1.2. Наследование по завещанию 14

2. Основной круг наследников в законодательных памятниках

XI-XVII веков 21

2.1. Наследственные права сыновей 22

2.2. Наследственные права пережившего супруга 24

2.3. Наследственные права дочерей 27

Заключение 31

Список литературы 33

Введение.

Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы, показывает степень изученности темы, знакомит с нормативно-правовой базой исследования.

Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики курсовой работы, студент должен ответить на следующие вопросы:

ПРОБЛЕМА ® Что надо изучить из того, что ранее

не было изучено?

ТЕМА ® Как это назвать?

АКТУАЛЬНОСТЬ ® Почему данную проблему нужно в

настоящее время изучать?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ® Что рассматривается?

(объектом правового исследования всегда будут общественные отношения, урегулированные правом)

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ® Как рассматривается объект? Какие новые

отношения, свойства, аспекты, функции

раскрывает данное исследование? (предметом правового исследования будут правовые нормы, регулирующие данные общественные отношения)

ЦЕЛЬ ® Какой результат исследователь намерен

получить? Каким он его видит?

ЗАДАЧИ ® Что нужно сделать, чтобы цель была

достигнута?

Показывая степень изученности темы, студент должен назвать авторов, занимавшихся изучением данной проблемы и показать вклад каждого из них в ее решение; важно указать на недостаточно изученные аспекты.

Давая характеристику нормативно-правовой базы исследования, студент должен представить не общее описание памятников права, на анализе которых написана курсовая работа, а раскрыть значение данных законодательных актов для решения поставленной проблемы.

Основная частькурсовой работы

представляет собой содержание пунктов плана курсовой работы. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяются три источника библиографической информации:

— первичные (статьи, монографии, диссертации и т.д.)

— вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.)

— третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную — о самом содержании уже известных знаний. При написании курсовой работы следует просмотреть специальные юридические журналы. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

— кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования;

— где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках);

— в чем конкретно они состоят.

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей. Материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, могут быть первичными, вторичными и третичными.

К первичным материалам относятся выписки, прямые цитаты, ксерокопии, тексты законодательных актов.

Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации – аннотации, тезисы, конспекты, комментарии.

Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в историко-правовой науке фактах, закономерностях, объяснениях по теме исследования студента.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Толкование понятий можно найти в следующих источниках:

— энциклопедии (общие и юридические);

— толковые словари (общие и специальные);

— оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др. Если существуют различные толкования одного и того же понятия, то делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы. Данный текст входит в основную часть курсовой работы.

Как показала практика руководства курсовыми работами, для написания основной части курсовой работы необходимо исследовать не менее 20 источников по теме исследования. Текст курсовой работы по объему составляет 25-30 набранных на компьютере страниц. ГОСТ определяет следующие требования к рукописи: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке полагается до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложнопостроенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение данного законодательного акта свидетельствует о том, что …»; «на основе проведенного анализа можно утверждать, что …»; «проведенные исследования подтвердили …» и т.п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Заключение.

В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

— Зачем студентом предпринято данное исследование?

— Что сделано?

— К каким выводам пришел автор?

Выбор темы диссертационого исследования

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector