Вопрос 4. противоречия, порождающие конфликты профессионального самоопределения

Самоопределение — это неизменно утверждение собственной позиции в проблемной обстановке. Опытное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся громадной степенью неопределенности. В действительности, куда пойти обучаться по окончании окончания главной общеобразовательной школы? Какую выбрать профессию? Какова возможность трудоустройства по данной профессии? В случае если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то делается очевидным, что опытное самоопределение, в большинстве случаев, свидетельствует конфликт. Потому, что речь заходит о самоопределении, то данный конфликт имеет внутриличностный темперамент. Его разрешение осуществляется методом коррекции и ревизии опытных устремлений, и само собой разумеется, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.

Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются разные составляющие структуры личности. Возможно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих направленности: несоответствиями между социально-опытными экспектациями и опытной действительностью, между мотивами опытного роста, материального благополучия и успеха, между большим уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (рвение к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.; эта несколько противоречий характерна для лиц, находящихся на стадии оптации;

2) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня опытной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в увеличении квалификации и недостаточной опытной активностью, между неудовлетворенностью нежеланием и содержанием труда поменять профессию, между отсутствием возможностей карьеры и уровнем опытной компетентности и др.; эти несоответствия проявляются на стадиях опытной подготовки и профадаптации;

3) несоответствием между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития социально-опытных свойств, качеств, психофизиологических особенностей, состоянием организма и др.;

4) несовпадением представления о собственных опытных преимуществах и настоящих опытных возможностей: несоответствиями между «Я — вероятным» и «Я -настоящим», между «Я -совершенным» и «Я -деформированным». Наиболее значимым конфликтообразующим причиной выступает мотив соответствия самому себе. Данный мотив связан с самооценкой и снабжает непротиворечивость «Я- образов»;

Третья и четвертая группы противоречий проявляются на стадиях мастерства и профессионализации.

5) несоответствиями между опытными возможностями, потенциалом, социальными ограничениями и способностями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, наружностью; между необходимостью опытной мобильности и четко выраженной возрастной ригидностью; между потребностью в продолжении карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.; эта несколько — порождает конфликты на завершающей стадии опытного становления.

Преодоление внутриличностных распрей опытного самоопределения вероятно методом развития психотерапевтической компетентности, разработки других сценариев опытной судьбе, увеличения опытной активности, создания оптимистической опытной возможности, усиления «авторства» собственной опытной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования амбивалентных отношений и установок, постоянного увеличения собственной квалификации, понижения уровня притязаний, самосохранения опытной целостности личности, предвидения вероятных потерь и трудностей вынужденного увольнения либо смены профессии, предупреждения вероятных деформаций, кризисов и др.

Так, возможно выделить последовательность обычных психотерапевтических неприятностей, порождающих внутриличностные конфликты опытного самоопределения:

1) рассогласование совершенного и самооценки и реального образа профессии: «Я -настоящего», «Я -вероятного» и «Я -деформированного»;

2) несоответствие опытной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения;

3) неверный, вынужденный выбор профессии, должности и места работы;

4) разногласия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими опытного сознания.

Контрольные вопросы

1. Сущность опытного самоопределения личности.

2. Перечислите семь типов самоопределения личности.

3. Рефлексивный анализ самоопределения личности на различных этапах опытного становления.

4. Внутриличностный конфликт самоопределения.

5. Обычные неприятности, порождаемые внутриличностными конфликтами.

Про драку: № 1

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector