СЛАЙД 1 (тема)
Разрешите представить вашему вниманию основные идеи и результаты исследования на тему: «Использование приемов развития зрительно-вербальных функций как средство формирования лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития».
В современной специальной литературе уделяется большое внимание вопросам совершенствования организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Многие ученые настоятельно подчеркивают необходимость проведения логопедической работы с учетом патогенетического принципа. В то же время, методы логопедического воздействия в работе с дошкольниками с ЗПР являются недостаточно разработанными и логопеды зачастую используют в работе с данным контингентом детей методики, направленные на устранение общего недоразвития речи, что не является достаточно эффективным.
Таким образом, налицо существует противоречие между потребностями практики в специальных коррекционных методиках и теоретической неразработанностью проблемы.
СЛАЙД 2 (понятия)
Формирование зрительно-предметного восприятия и словаря — одна из важных составляющих развития, основа для формирования мышления. Согласно ряду исследований, дети с ЗПР обладают низким уровнем зрительно-вербальных обобщений. Образы предметов у них недифференцированны, словарь беден, за конкретным словом не стоит определенный образ. Все это является проявлением слабости развития зрительно-вербальных функций.
СЛАЙД 3 (объект, предмет)
Необходимо отметить, что несформированность функции отличается от случайной неосведомленности в какой-то области системностью, т.е. связью обнаруженного симптома с другими фактами. На основе всего этого были сформулированы объект и предмет исследования.
СЛАЙД 4 (цель)
Актуальность темы на теоретическом уровнесвязана с необходимостью обоснования нарушения лексического строя во взаимосвязи со зрительно-вербальными функциями у детей с ЗПР. На методическом уровнеактуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционного процесса.
СЛАЙД 5 (гипотеза)
Исходя из цели и задач исследования, мы сформулировали гипотезу. Мы предположили, что, если в логопедическую работу с дошкольниками с ЗПР включить специальные приемы по развитию зрительно-вербальных функций, то это будет способствовать обогащению и активизации словаря.
СЛАЙД 6 (методология)
Исходные методологические идеи Выготского, Лурия, Левиной, Занкова, Лебединской, Сухаревой и других ученых, положенные в основу исследования, представлены на слайде.
СЛАЙД 7 (база)
Экспериментальная работа проходила на базе дошкольных образовательных учреждений города Кургана. В эксперименте принимали участие дети в возрасте 5 – 6 лет, в количестве 8 человек.
СЛАЙД 8 (методы)
Совокупность теоретического исследования с решением практических задач обусловила выбор методов исследовательской работы, представленные на слайде.
СЛАЙД 9 (направления)
Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена комплексная диагностика развития детей, созданная компилятивным путем на основе диагностических методик Ивановой, Спировой, Яшиной, Соловьевой, Ахутиной, Пылаевой. Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента представлен в раздаточном материале.
СЛАЙД 10 (ведущие направления)
Учитывая цель нашего исследования, остановимся подробнее на двух направлениях обследования: изучение лексического строя и исследование состояния зрительно-вербальных функций.
СЛАЙД 11 (графики)
На слайдах представлены результаты количественного исследования словарного запаса,а качественная характеристика представлена в раздаточном материале.
СЛАЙД 12 (графики)
Нами были изучены словарь предметов, глаголов, наречий, прилагательных, притяжательных местоимений, знание многозначных слов, словарь синонимов и антонимов, уровень обобщений.
СЛАЙД 13 (особенности)
В результате диагностики мы выделили особенности лексики. Для всех детей была характерна бедность словарного запаса, особенно атрибутивного и локативного. Наблюдались несформированность антонимических и синонимичных групп, обобщающих понятий.
СЛАЙД 14 (графики)
На слайдах представлены результаты исследования состояния зрительно-вербальных функций, которое мы проводили по следующим направлениям:
СЛАЙД 15 (графики)
опознание реалистических, наложенных, перечеркнутых, незаконченных изображений, опознание изображений в шуме, зрительные ассоциации, запоминание предметных изображений, вербальные ассоциации, называние предметов и действий.
СЛАЙД 16 (диаграмма)
Типичными перцептивно-вербальными ошибкамив ходе выполнения заданий были вербальные парафазии (например, «булавку» дети определяют как «заколку», «прищепку»).
Одни замены связаны с гиперупотреблением слов, центральных в своей категории (например, вместо слов «слива», «апельсин» говорят «яблоко»).
Вторые — с использованием других периферических членов категории (например, взаимозамены слов «слива», «рябина», «абрикос», «груша»).
Таким образом, среди перцептивно-вербальных замен мы выявили три категории:
1) смежные ошибки (18%),
2) ошибки по типу упрощения (41%),
3) периферические ошибки (41%).
Социальный террор. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних Власихи