Под управлением наукоемкими производствами понимается выбор вектора управляющих действий, направленных на достижение целей развития следующими тремя способами:
— средствами государственной экономической политики (реформы, налоговая политика, дотации);
— использованием внутриструктурных регуляторов (реструктуризация);
— средствами стратегического управления (определение целей, оценка альтернативных вариантов развития, выбор стратегии).
Одной из новых моделей управления наукоемкими отраслями является таргетирование.
Таргетирование — способ реализации хозяйственной политики государства или отдельного предприятия, выражающийся в выборе какой-либо экономической мишени, на которую необходимо воздействовать, чтобы достичь определенных результатов, поставленной цели.
Цель таргетирования — формирование условий, при которых проведение структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать «точками роста» традиционных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал, обеспечить воспроизводство на новом технологическом уровне.
Для практического использования таргетирования необходимо решить следующие задачи:
u научно обосновать круг наукоемких отраслей, развитие которых имеет особо важное значение для роста как промышленности в целом, так и других традиционных отраслей, сферы услуг, экологического состояния, условий труда и быта населения;
u предоставить возможность сконцентрировать финансовые средства, полученные из различных источников, и привлечь инвесторов для развития этих отраслей;
u обеспечить снижение степени риска вложения средств для частных предпринимателей, которые могут разрабатывать и выпускать высокотехнологичную продукцию.
В Республике Беларусь в соответствии с Программой социально-экономического развития на 2011-2015 годы особое внимание будет уделено развитию инновационных производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникаций, информационных технологий, приборостроения, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта.
Приоритетные направления необходимо законодательно поддержать комплексными экономическими мерами: четко определить селективные и адресные преференции — налоговые, кредитные, инвестиционные, таможенные, тарифные, страховые и другие — для организаций, обладающих критическими технологиями и продвигающих их на рынке. В частности, налоговое законодательство должно быть гибким, дифференцированным и отличать процесс производства, например, гвоздей от наукоемких производств
26. Высокотехнологичные проекты: методы оценки и критерии отбора для инвестирования. Инвестирование высокотехнологичных проектов.
Среди основных признаков высокотехнологического проекта можно выделить:
— уникальность и неповторимость целей и работ проекта;
— координированное выполнение взаимосвязанных работ;
— направленность на достижение конечных целей;
— ограниченность во времени (наличие начала и окончания);
— ограниченность по ресурсам.
Оценка проекта – важнейшая процедура на начальной стадии проекта. Она включает в себя следующие компоненты:
— выявление факторов, относящихся к проекту;
— оценка проектных предложений по этим факторам с использованием количественной информации или экспертных оценок;
— принятие или отказ от проектных предложений на основе сделанных оценок;
— выявление областей, где нужна дополнительная информация, и выделение ресурсов на ее получение;
— сопоставление новой дополнительной информации с той, что использовалась при первоначальной оценке;
— оценку воздействия на проект выделенных новых переменных;
— принятие решения о продолжении или прекращении работы над проектом.
Суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью перечня критериев заключается в следующем: рассматривается соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание не будет забыт, даже если возникнут трудности с первоначальной оценкой.
Перечень критериев составляется уже на стадии фильтрации идей. КРИТЕРИИ:
А. Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации
Б. Рыночные критерии.Эти критерии предусматривают:
— соответствие проекта потребностям рынка;
— оценку вероятности коммерческого успеха;
— эластичность цены на продукцию;
— соответствие проекта уже существующим каналам сбыта;
— защищенность от устаревания продукции;
— и др.
В. Научно-технические критерии
Г. Финансовые критерии
Д. Коммерческие критерии содержат информацию о (об):
Е. Производственные критерии
Прочие критерии:
1) Целевые критерии. 2) Внешние и экологические критерии включают: 3) Критерии региональных особенностей реализации проекта. 4) Критерии субъекта, осуществляющего инновационный проект, 5) Факторы неопределенности и риска.
Критерии каждой группы оцениваются как для всего проекта, так и для отдельных участников.
В общем виде механизм финансирования инновационных высокотехнологичных проектов может быть представлен следующим образом:
— разделение риска между предпринимателями и инвесторами;
— ориентация инвесторов на финансирование перспективных направлений инновационных процессов;
— проникновение инвесторов в сферу управления инновационными процессами.
Орлова Н.В.: Рынок биотехнологий в мире и России