Виды тропов | Примеры |
Эпитет (гр., буквально «приложенное») – образное художественное определение предмета, дающее ему яркую, выразительную характеристику | Слово «музыка» имеет 280 эпитетов: божественная, легкая, ликующая, зажигательная, задумчивая, задорная…. |
Метафора (гр. «перенос») — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. | Подошва горы, зерно истины, язык пламени, вышит звездами небосвод. улыбка природы |
Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом или его отрывком | «Парус» Лермонтова, «Огоньки» Короленко |
Олицетворение – разновидность метафоры, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами. | Содрогаясь от мук, пробежала над морем зарница. |
Сравнение – троп, близкий к метафоре. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение может представлять из себя сравнительный оборот, сложноподчиненное предложение с придаточными сравнительными или сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа ( ползет улиткой), сравнительной степени наречия или прилагательного. Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:
Отрицательное сравнение (психологический параллелизм) – явления не сопоставляются, а противопоставляются. |
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной ( И.Бунин) Земля нежнее пуха лежала перед ним. Звезды вышли на небо. Тысячамилюбопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь. Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так ланьтрепетная срывается с места. Еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность. Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли многострунна (А.Толстой) |
Метонимия – перенос наименований по смежности: обозначаемый предмет наделяется свойствами другого, с которым он тесно связан. Наиболее употребительны случаи переноса: · С человека на его какие-либо внешние признаки · С учреждения на его обитателей · Имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру) | — Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке. Весь пансион признавал превосходство Писарева. Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского… |
Синекдоха – особая разновидность метонимия,состоящий в перенесении значений с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними. Синекдоха – выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи: · Часть явления называется в значении целого · Целое в значении части · Единственное число в значении общего или даже всеобщего · Замена числа множеством: · Замена родового понятия видовым и наоборот | А в двери – бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский) Василий Теркин в поединке с фашистами говорит: — Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ? И гордый внук славян, и финн… (А.С.Пушкин) Мильоны вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы… (А,Блок) Бьем грошом/ Очень хорошо! (В.Маяковский) |
Гипербола – образное выражение, основанное на преувеличении. Употребляется в целях усиления художественного впечатления. | Снег валил с неба пудами. Сто лет не виделись. |
Литота – образное выражение, противоположное гиперболе., преуменьшение величины или значимости признака, явления, события | Дни стали короче воробьиного носа. |
Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова. | Петербург – город Петра, город на Неве. У С.Есенина месяц – «всадник унылый», мельница – «бревенчатая птица с крылом единственным» |
Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий. Предметов, явлений | Пушкин – это чудо. |
Ирония – употребление слова в противоположном основному значении. Ирония постоянно используется и в обыденной речи, и в речи художественной. | О хилом, тщедушном человеке мы можем сказать «настоящий Геркулес», о глупом, тупом «наш Ломоносов». В басне Крылова к ослу обращаются в вопросом: «Откуда , умная, бредешь ты. голова?» |
Реминисценция– скрытая цитация. | Начало пушкинского «Евгения Онегина» — реминисценция из басни Крылова: «Осел был самых честных правил» |
Стилистические фигуры речи | |
Анафора(греч. «вновь» «несущий») или единоначатие – изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. ( М Лермонтов) Раскройте вы книгу мою, Раскрыльте ее для полета! Развяжите ей жесткие крылья, Разглядите ее как звезду… (М Луконин) |
Эпифора ( греч. «после» «несущий») – повторение слов или словосочетаний в конце строк. | «Бедный родственник – всегда дальний родственник» (Б.Шоу) «Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно» ( Ф.Ларошфуко) |
Параллелизм– это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Полный параллелизм: Стихи, которые писались легко, бывает трудно читать. Стихи, которые писались с трудом, бывает легко читать. (Р.Газматов) Неполный параллелизм: Тот, кто жил для вещей, — Все теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, — После смерти живет средь живых. (В.Шефнер) |
1) Антитеза (греч.»противоположение») стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний в художественной речи. Встречаются разные типы антитезных конструкций: от простых (противопоставление пары антонимов) до сложных развернутых антитез. Средствами структурного противопоставления могут быть и противительные союзы, и интонация, или только интонация. Использование антитезы в тексте с особой силой действует на воображение читателя/ слушателя, позволяет автору более ярко, эмоционально и точно высказать свое отношение к описанному явлению. | Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем. Из груди извлечет не речь, но стон; И не привет, упрек услышит он. Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душой. (М.Лермонтов) |
Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представлений. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению. | Грустное веселье продолжалось. Сладкая горечь воспоминаний. Горячий снег Живой труп. |
Инверсия(лат. «перевертывание», «перестановка») – расположение слов в предложении в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усиления выразительности речи. | С ужасом думала я, к чему все это приведет. (А.С.Пушкин) «Во всех странах железной дороги для передвижения служат, а у нас сверх того – для воровства» (Салтыков-Щедрин) Дополнение стоит перед сказуемым, логически акцентрируя два противопоставленных слова: для передвижения – для воровства |
Градация (лат. «постепенное повышение) –расположение ряда слов(обычно синонимов, языковых или контекстуальных) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. | Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин) Два бешеных винта, два трепета земли. Два грозных грохота, две ярости, две бури. Сливали лопасти с блистанием лазури, Влекли меня вперед. Гремели и влекли. (Н.Заболоцкий) |
Парцелляция– это особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности. Имейте ввиду: парцелляция – художественное средство только в том случае, если несет особую эстетическую нагрузку, если она не случайна, а обусловлена авторским замыслом. | «Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог. (М.Эмис) «21 век должен стать чистым веком. Веком нравственной чистоты. Веком чистоты планеты. Веком чистоты космоса» (Н.Хаэри) Поэт внезапно встал. Побледнел. |
Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Риторический вопрос используется в речи для усиления ее выразительности и эмоционального воздействия на читателя /слушателя. Риторическое восклицание — такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. | Где еще есть на земле, как у нас, В золоте реки, в рябинах озера? (А.Яшин) Да, так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно не любит (А.Блок) |
Эллипсис (греч. «выпадение», «опущение») – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. | Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом. (пропущено: вышли) (М.Лермонтов) |
Многосоюзие(полисиндетон)–намеренное использование повторяющихся союзов. Замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых союзами однородных членов предложения Бессоюзие(асиндетон)–намеренный пропуск соединительных союзов. Придает впечатление стремительности, быстрой смены картин. . | И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя. |
Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты. (Н.Некрасов) | |
Композиционный стык –это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. | Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь |
Звуковые средства вырвзительности | |
Аллитерация (лат. «собуквие) – повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность | По небу голубому Проехал грохот грома [ р р р ] (Звонкий дрожащий упругий [ р ] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона. Я вольный ветер, я вечно вею, [ в л’ в’ в’ в ] Волную волны, ласкаю ивы, [ в л в л л в ] |
Ассонанс — повторение однородных гласных звуков | Люблю березку русскую, [ у у у у у у ] То светлую, то грустную. [ у у у у у ] ( А Прокофьев) Настойчивое повторение звука [ у ] усиливает настроение легкой грусти, нежности. |
Русский язык |Подготовка к ОГЭ 2017 | Средства речевой выразительности