Психолог Алешина Ю.Е. рассматривает целый класс проблем, связанных с переживанием расставания с партнером. К ним можно отнести случаи охлаждения в отношениях, вплоть до их прекращения или развода, проблемы и переживания, связанные с самим процессом развода.[11]
При любых проблемах клиента естественное начало работы – подробный рассказ о том, что его беспокоит. Людям, чувствующим себя брошенными, обиженными, одинокими, болезненно переживающими разлуку с партнером, такой рассказ часто он сопровождается слезами, длительными паузами, неадекватными претензиями и требованиями к консультанту. В связи с этим психолог должен быть особенно терпелив и внимателен. Сложность ситуации развода приводит к необходимости обсуждения связанных с ним специфических проблем: как делитьимущество, как контактировать с общими друзьями, что и как говорить детям и т.д..
Большую помощь в консультировании в подобных случаях может оказать:
1) реорганизация жизни клиента, переориентация ее на то, что может отвлечь от переживаний и переключить на что-то новое;
2) изменение отношений с партнером.
Реорганизация жизни. В этом вопросе необходимо подробное обсуждение и выбор того, что может быть интересным и отвлекающим именно для этого человека. Огромное значение при этом имеет круг общения. Необходимо вспомнить друзей и знакомых, где и как обычно клиент встречается с ними, в ходе приема бывает полезно наметить, с кем и как стоит встретиться в ближайшее время, что интересного и приятного можно сделать.
Большую роль в процессе “возвращения к жизни” может сыграть наличие у клиента детей или любимой работы. Так, психолог может выразить свою уверенность в том, что “такая интересная” работа не оставляет времени для переживаний, тем самым поддерживая и ориентируя его на погруженность в собственную жизнь и дела. Апелляция к детям в такой беседе может быть особенно “выгодной”: любому родителю важно, чтобы детям было хорошо, а раздражительный, находящийся в депрессии отец/мать угнетающе действует на ребенка. Эти доводы консультант может использовать как еще один стимул для того, чтобы клиент постарался “прийти в себя”.
Реорганизация отношений с партнером. Часто весьма негативную роль, усугубляющую состояние клиента, играют продолжающиеся в той или иной форме отношения с бывшем партнером. Любой разговор с уже ушедшим партнером многими клиентами воспринимается как “соль на рану” и для того чтобы “забыть” партнера, лучше какое-то время не встречаться, уехать, изменить ситуацию.
Обесценивание партнера. Гораздо легче забыть того, чья ценность в собственных глазах померкла. Работа по обесцениванию бывшего партнера часто уже активно идет в сознании клиента – вспоминается не только хорошее и привлекательное в другом, но и личностные качества, свидетельствовавшие, что совместная жизнь не будет безоблачной – партнер был порою эгоистичен, ненадежен, самолюбив и т.д. Только в этом случае, когда консультант обнаруживает свидетельства такого процесса обесценивания в сознании клиента, он может сам подключиться к нему, активно демонстрируя на основании полученной информации, что партнер “на самом деле” не столь привлекателен, как раньше казалось клиенту.
Единственность любви. Для многих клиентов серьезным препятствием, затрудняющим разлуку с партнером, является ощущение, что это единственная или последняя любовь в его жизни. Обсуждению возможности другой точки зрения стоит специально уделить время, создавая для клиента перспективу будущих близких отношений. Надежда на возможность близких отношений в будущем бывает очень важна.
Полезно также сделать акцент на то, что у него сейчас гораздо больше шансов наладить свою жизнь и найти себе другого человека, чем, если бы это событие произошло в его жизни гораздо позже.
Консультирование разводящихся. Довольно близка к уже обсуждавшимся ситуация консультирования разводящихся, когда решение о разводе уже принято обоими и воспринимается более или менее спокойно, проблемой же становится то, как строить жизнь после него. Любой развод – даже желанный – является серьезной травмой, которая усугубляется необходимостью полной реорганизации жизни. По полученным данным, люди переживают развод как травму даже через пять и более лет после него.
Проблемы, которые стоят перед разводящимися, касаются буквально всего: раздела имущества, реорганизации жилищных условий, изменения взаимоотношений с друзьями и родственниками, с детьми и т.д. Одним из отличий консультирования разводящихся от других проблем психологической коррекции является более ярко выраженная информирующая позиция консультанта. Важно также, чтобы психолог, беседующий с таким клиентом, был хорошо осведомлен в различных юридических аспектах проблемы развода, среди которых особенно важными представляются различные вопросы, связанные с детьми.
Таким образом, психолог Алешина Ю.Е. приводит метод оказания психологической помощи, описывая цепь переживаний, сопровождающую клиента в ситуации развода и акцентирует внимание на необходимость поддержки и участия со стороны консультанта. Следующее, что требуется в данной ситуации – это оказание помощи клиенту в определении чувств – нужен ли ему этот партнер, и необходимость со стороны клиента рационально оценить ситуацию.
Далее предлагается реорганизация жизни и отношений с партнером. Один из методов облегчения состояния клиента и помощи в том, чтобы забыть и как можно быстрее отстраниться от бывшего супруга и настроиться на возможность новых отношений и другого подходящего партнера, это обесценивание бывшего партнера (с учетом мнения самого клиента).
Следующий шаг в предлагаемом методе – это опровержение мнения единственности любви и настрой на позитивную перспективу новых отношений.
Предлагается использование при необходимости и информирующей позиции консультанта по самым разнообразным вопросам – раздела имущества, жилищных проблем, взаимоотношений с друзьями, родственниками, детьми.
Необходимость работы со страхом клиента по поводу одиночества, возникающего в результате развода, отношения со стороны общества, применяя приемы рациональной терапии, обсуждение этих вопросов в ходе беседы, вселяя уверенность и повышая самооценку клиента.
Также автор акцентирует внимание на учет пола обратившегося в консультацию клиента – и рекомендует более внимательно относиться к клиентам – мужчинам, проявляя ко всем клиентам терпение и доброжелательность.