Этапы психологического консультирования: обзор подходов

В данной части учебного пособия буду рассмотрены разные этапы психотерапевтического консультирования. В частности: технические этапы консультирования, представлены в психотерапевтической энциклопедии; этапы часовой консультативной беседы, предложенные С.В.Петрушиным; хороший семишаговый шаблон психотерапевтического консультирования, созданный В.А.Ананьевым, и этапы психотерапевтического консультирования предложенные Г.С.Абрамовой и Ю.Е.Алешиной.

В психотерапевтической энциклопедии [172] выделяются следующие технические этапы психотерапевтического консультирования:

1. Установление контакта опытного консультирования.

2. Предоставление больному (клиенту) возможности выговориться. В ряди случаев, люди, взявшие возможность поведать о собственной проблеме, не прерываемые советами и вопросами, сами в ходе беседы начинают «видеть возможности и проблему её решения По другому». Они смогут остановить консультирование на этом этапе, будучи удовлетворенными его результатами.

3. Предоставление больному (клиенту) эмоциональной информации и поддержки о хороших качествах его проблемной ситуации.

4. Совместное с больным (клиентом) переформулирование неприятности.

5. Заключение динамического договора. Он включает в себя обсуждение организационных доли и аспектов ответственности больного (клиента) и консультанта, коррекция и выявление нереалистичных ожиданий больного (клиента).

6. Формирование перечня вероятных ответов неприятности. Консультант предлагает собственный опытный и жизненный опыт лишь по окончании того, как больной (клиент) сформулировал 2-3 решения.

7. Выбор самоё подходящего ответа из созданного «перечня ответов» с позиций больного (клиента).

8. планирование реализации и Закрепление мотивации намеченного ответа. Оно может осуществляться прямой помощью или парадоксально – «сомнениями и критикой» консультанта.

9. Завершение консультирования, с предоставлением больному (клиенту) права повторного обращения при необходимости или назначением катамнестической, поддерживающей встречи.

«Опыт говорит о том, что такую программу удается реализовать в течение одной встречи, длящейся 2-3 часа, либо в курсе из 2-5 встреч по 1 часу с промежутками от 1 дня до 2-3 недель» [172, с.607].

В.А.Ананьев (2004), в консультировании (психотерапии) отмечал три составляющие: до-верие; вера; знание.

1. До-верие. Сущность – человек доверяет еще перед тем, как что-то возьмёт.

2. Вера во что-то. У человека имеется установка на верование. Это преддверие знания.

3. Знание. Опытный не имеет веры. Знание – это купленный опыт.

Цель психолога-консультанта (психотерапевта) довести клиента до того, дабы:

? доверие к кому-то, трансформировалось в доверие к себе!

? вера в кого-то, трансформировалась в веру в себя!

? знание о ком-то, трансформировалось в знание о себе!

Так, происходит самоосуществление человека.

Приведем этапы часовой консультативной беседыпредложенные С.В.Петрушиным (2006). Кратко их возможно обрисовать следующим образом:

0. Клиенту назначается определенное время, и обговариваются условия оплаты.

1. Создание психологом безопасности и атмосферы доверия для клиента (5-10 мин.).

2. Формулировка неприятности клиентом. Нужно, что бы клиент не просто рассказал о себе, а сформулировал желаемый результат и свою проблему от консультации (5 мин.).

3. Совместная работа по переформулировке обозначенной клиентом неприятности – в психотерапевтическую проблему. Обнаружение неприятности в субъективной действительности клиента (15 мин.).

4. Осуществление психотерапевтического действия – помощь клиенту в трансформации его субъективной действительности так, дабы неприятность была решена (20-30 мин.).

5. Выяснение степени удовлетворенности клиентом результатами консультации и обсуждение возможности предстоящей психотерапевтической работы (5 мин.).

Нулевой этап. Он является подготовкой «» клиента к консультации. «Чтобы консультация была действенна, у клиента должна быть сформулирована установка не на дружеские, а на рабочие отношения с психологом. Исходя из этого принципиально важно создать и усилить отличие между этими двумя уровнями общения, по причине того, что психологическая помощь и помощь друга – не одно и также. Смешение двух видов взаимоотношений (дружеских и психотерапевтических) разрушает дружбу совершает неосуществимой помощь психолога» (С.В.Петрушин, 2006).

Главные различия между дружескими и рабочими отношениями заключаются в следующем:

? при консультации время беседы назначается, а дружеские беседы появляются спонтанно и зависят от определенного эмоционального настроя;

? при психотерапевтической работе ограничение времени вводится сначала, в то время как при дружеских беседах время в большинстве случаев не исчерпывается;

? консультация заканчивается не оттого, что неприятность решена, а в связи с окончанием положенного времени; работа сверх оговоренного времени может свидетельствовать о контрпереносе психолога;

Контрперенос – «совокупность бессознательных реакций аналитика на личность разбираемого. Он есть мешающим, искажающим причиной в лечении. Это эмоциональное отношение аналитика к собственному больному, включающее его реакцию на определенные моменты поведения больного» [172, с.291].

Первый этап. Он направлен на то, дабы привести к доверию клиента к психологу. С.В.Петрушин различает в этом замысле два вида доверия: рациональное – обоснованное и эмоциональное – необоснованное. самоё важным, для психолога выступает владение навыками создания эмоционального доверия. «Наряду с этим исчезает разделение между «Я — Он» и «клиент — психолог» и появляется общее «Мы»» (С.В.Петрушин, 2006).

На этом этапе крайне важно установление резонансных взаимоотношений между клиентом и психологом. Резонансные отношения – это такие, в то время, когда два человека становятся некоей целостной общностью. «Инициатором создания резонансных взаимоотношений выступает психолог методом подстройки собственных «параметров» под клиента. Когда такая подстройка случится, у психолога появляется возможность оказывать влияние на клиента» (С.В.Петрушин, 2006).

Чем глубже и сложнее неприятность, тем более основательными должны быть резонансные отношения. С.В.Петрушин выделяет два пути создания резонанса: 1) от внешнего к внутреннему, 2) от внутреннего к внешнему.

От внешнего к внутреннему. Психолог зеркально копирует поведение клиента (сидит в той же позе, дышит с той же частотой, повторяет жесты клиента, применяет схожую интонацию в голосе, употребляет слова из жаргона клиента и тд.).

От внутреннего к внешнему. Тут подстройка осуществляется через эмоциональный резонанс. «Условно возможно выделить три центра эмоциональной активности — «физический», «душевный» и «интеллектуальный». Дабы достигнуть подстройки, психологу нужно мочь скоро перестраиваться на ту либо иную эмоциональную волну. По окончании восхождения в эмоциональный резонанс внешняя подстройка будет появляться машинально» (С.В.Петрушин, 2006).

Второй этап — формулировка неприятности клиентом (получение заказа от клиента). Для того, что бы начать психотерапевтическую работу, рассказ клиента должен быть сформулирован как неприятность. «Неприятность – это потребность в чем-то и невозможность (либо не знание средств) удовлетворения данной потребности» (С.В.Петрушин, 2006). В собственном заказе клиент обязан дать ответ на три вопроса:

1. Что его не устраивает?

2. Чего бы он желал достигнуть?

3. В чем он видит помощь психолога?

Психологу «не нужно додумывать чего же желает клиент и тем более вычислять, что это и без того светло. Нужно получать того, дабы клиент сам позитивно сформулировал желаемый итог (другими словами то, чего он желает, в противном случае, чего он не желает)» (С.В.Петрушин, 2006).

Третий этап – переформулирование предложенной клиентом неприятности в психотерапевтическую, другими словами ту, ответ которой вероятно психотерапевтическими средствами. «Переформулировка содержится в переводе объяснения обстоятельств неприятности с объективной действительности в субъективную. Поиск обстоятельства переносится из «наружного» во «внутреннее» пространство человека» (С.В.Петрушин, 2006).

Четвертый этап — осуществление психотерапевтического действия. Это психотерапевтическая работа по трансформации субъективной действительности в желательном для клиента направлении. Неприятность появляется не от того, что человек не желает что-то поменять во внутреннем мире, а от того, что в одиночку человек не имеет возможности себе оказать помощь. На этом этапе от психолога требуется: быть «зеркалом»; быть «будильником»; быть «посредником»; быть «куклой».

Психолог как «Зеркало», выступает как отражение субъективной действительности клиента. Лишь при помощи другого человека мы можем заметить себя со стороны.

Психолог может отражать ускользающие от клиента нюансы его же поведения – это те перемещения, каковые человек делает, механически, не вспоминая.

Психолог может отражать собственный эмоциональное состояние, появляющееся благодаря тех либо иных действий клиента.

Психолог может демонстрировать какое-либо ответное поведение, другими словами не сообщить клиенту, а продемонстрировать ему что-то серьёзное (само собой разумеется из поведения клиента).

Психолог как «Будильник», удерживает клиента в «настоящем» времени. Как отмечает С.В.Петрушин, чем больше неприятностей, тем сложнее человеку пребывать в настоящем, тем больше он спит, другими словами уходит в собственный мир мыслей, фантазий и грёз. Но ответ вероятно лишь в бодрствующем состоянии. Как раз его и обязан создавать психолог.

Психолог как «Посредник» между конфликтующими частями личности клиента. «Психолог формирует надёжную воздух, в которой любая из противоборствующих в человека сторон может высказаться и быть услышанной» (С.В.Петрушин, 2006). Серьёзным для психолога есть безоценочное и абсолютное принятие любых линия, поведения и слов клиента.

Психолог как «Кукла» подыгрывает, оказывает помощь выносить «наружу» внутренние конфликты, связанные со значимыми для клиента людьми. Неприятность человека – это неизменно неприятность в отношениях с кем-то. В то время, когда она затрагивается, то включается диалог с эти значимым «кем-то» и данный образ переносится на психолога. Для осуществления таковой помощи психологу нужно выработать в себе следующие качества:

? мочь занимать позицию «зеркала» — избегать наложения на субъективную действительность клиента собственной действительности и сосредоточиться лишь на его картине мира;

? «не дремать», другими словами мочь удерживать внимание и концентрироваться на беседе, не зависимо от состояния и темы клиента;

? быть разотождествленным со своей ролью, другими словами не относить слова клиента к себе лично, а трудиться с ними;

? иметь большой уровень самопринятия.

Пятый этап — выяснение степени удовлетворенности клиентом результатами консультации. Он нужен для проверки взятых результатов. Самое простое – это еще раз обсудить ту проблему, с которой обратился к вам человек, и узнать, что для него изменилось. «Решение проблемы неизменно должно соотносится с уровнем заказа клиента по степени и глубине проработанности. В случае если психолог ведет работу глубже, чем очертил клиент, значит, затронуты неприятности самого психолога» (С.В.Петрушин, 2006).

Ниже будет представлен «хороший шаблон психотерапевтического консультирования», что содержит семь шагов.

Представленная ниже разработка была предложена В.А.Ананьевым на семинаре-тренинге «Избранные разработки психотерапевтического консультирования», проходившем в городе Санкт-Петербурге с 19 по 21 марта 2004 года в Университете практической психологии «ИМАТОН». Эти «шаги» делаются на 2-ой сессии и занимают 1,5-2 часа.

Ход 1.Перевод неприятности в цель.Применяя хороший шаблон, это будет смотреться приблизительно так: «тревожный — не тревожный (ответ на вопрос каким желаешь стать?) — спокойным (применение хорошего шаблона)»; «устал — не уставать — бодрым, сильным». Сущность позитивности в том, что у клиента (либо ему самому) необходимо переформулировать то, что формулировано не верно, т.е. без частицы «не». Примеры: Не убий – почитай жизнь, не похить – живи честно и т.п.

Ход 2. Определение настоящего состояния. Необходимо выяснить собственного рода исходную точку – что вычислять за начало. Это выступает и в качестве дополнительной проработки цели.

Этапы психологического консультирования: обзор подходов

Базы психотерапевтического консультирования. Лекция 2. Динамика психотерапевтического консультирования


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: