Повседневность и быт

Сфера яркого общения индивида, т.е. общения, при котором происходит настоящий обмен сообщениями (посредством слов, жестов, мимики, письма и т.п.) с другими, образует жизненный мир данного индивида, его повседневное существование. Как раз повседневное существование есть онтическим (§ 10.1) проявлением бытия общества. Актуально и реально каждому человеку дана лишь повседневность, сам же повседневный мир является системой установок на действия данного индивида и совокупность ожиданий вероятных действий вторых. Потому, что каждые действия в повседневном мире неизменно, так или иначе, совершаются в контакте с другими людьми, в ходе которых узнается, отвечают эти действия ожиданиям окружающих либо нет, постольку мир повседневности есть миром общения, не смотря на то, что в повседневности смогут совершаться и трудовые акты, и акты духовного творчества и т.п.

Центральным звеном повседневности выступает быт, что конституируется отношениями и действиями людей, направленными на поддержание и воспроизводство самой жизни человека. Быт охватывает семью, дом, домашнее хозяйство, отношения полов и поколений, дружеские и приятельские отношения, организацию досуга. Сфера быта предстает как яркое социальное бытие человека[84]. Это само настоящее существование человека, его бытие, но одновременно с этим это не все бытие, не его окончательное, не его настоящее бытие. Тут каждое явление значимо для человека само по себе – он живет этим, и одновременно с этим оно скрывает какие-то глубинные структуры людской бытия.

Так, повседневность – это такая реальность людской существования, которая очевидна и ясна каждому индивиду. Каждый осознаёт, это верно, а это нет, так принято сказать и функционировать, а так не принято, это возможно, а этого запрещено. Повседневность – это осмысленный мир, смыслы которого не требуют обоснования. Эти смыслы ничьи, они принадлежат всем, они неизвестны. И человек может не выходить за границы этих самодостаточных неизвестных смыслов. Но тогда он сам делается анонимом, человеком, лишенным собственного имени. Он «как все», его имя равняется имени рода (первобытная община и давала всем своим участникам одно родовое имя), он член клана, «бригады», «группировки». Так, очевидность и ясность повседневности, давая человеку форму существования, в то же самое время говорит о том, что тут существует не «я» человека как его определённость и самость, а он существует по методу «людей». Но нужная для обычного общения всеобщность смыслов повседневности в один момент открывает (не смотря на то, что не всем и не всегда) необходимость иметь собственный лицо. Исходя из этого человек не имеет возможности ограничиться существованием в самоочевидных смыслах, т.е. обязан выйти за пределы повседневности. «Собственный лицо» – это глубинная структура бытия человека, которая не есть феноменом повседневности, но порождается ею.

Повседневность – это постоянство. Постоянство слов, мыслей, жестов, поступков, образов и т.д. Именно поэтому все в повседневности предсказуемо, стабильно, упорядочено, выстроено в ряд. Исходя из этого постоянство – это бытийный метод сосуществования человека с другими, условие общения. Другими словами лишь благодаря постоянству существует соединение людей в сообщество. Но тогда со-бытие (совместное бытие) выясняется вне времени, вне трансформаций, вне истории. Это и было характерно для древних обществ, в сознании которых время отождествлялось с вечным перемещением по кругу. Так воспринимается повседневность и отечественным обыденным сознанием: все крутится по кругу. Но такое «круговое» время испытывает недостаток в начале отсчета, исходя из этого и появляется паузу постоянства – праздник вместо повседневности. Праздник – мера повседневного социального времени. Повседневность порождает, открывает праздник не только как собственную противоположность, но как некое настоящее бытие человека. Эта подлинность обнаруживает себя в способности человека, во-первых, видеть «изнанку» обыденных смыслов, каковые обнаруживает праздник[85], и тем самым уходить от самоочевидности смыслов повседневности. Во-вторых, в способности человека к самопроизвольным действиям, другими словами действиям не обычным, не неизвестным, не смотря на то, что они и смогут быть действиями «под маской». В празднике индивид разрешает себе не быть похожим себя обыденного, он обнаруживает для себя и в себе второй уровень бытия.

Так, сама повседневность отсылает к той бытийной базе, которая, в конечном итоге, есть ее собственным основанием – активному независимому действию человека, «держащему» суть (§ 6). Исходя из этого общение, конституирующее совместность людей, их единение в группы, общение, которое перед каждым индивидом предстает как повседневные требования к его поведению и как его зависимость от commun sens (здравого смысла), и есть той деятельностью человека, которая в первую очередь и репрезентирует ему как форму социальности, так и ее сущность. Исходя из этого и выясняются правы все концепции, каковые в сфере общения искали силу, сохраняющую и изменяющую публичную реальность. Марксизм видел ее в классовой борьбе, элитаристские теории – в творческой энергии избранных, приверженцы стратификации – в жизненной стремлении индивидов и силе конкуренции к занятию более большого публичного статуса. Любая из этих концепций выделяет настоящие истоки влияния сферы общения на всю публичную судьбу.

Общение – само олицетворение общности, общества, не смотря на то, что одновременно с этим это лишь элемент неспециализированной совокупности всех социальных взаимоотношений.

Круги общения

Онтологически общение укоренено в объявлении индивидом собственного лица, т.е. собственной позиции, в «призыве», в «послании», каковые он направляет и каковые воспринимаются вторыми индивидами. Распространение «послания» формирует пространство общения данного индивида, его круг общения. В совокупности публичной судьбе круги общения предстают, с одной стороны, как количественная и качественная черта групповых сотрудничеств, в каковые включены отдельные индивиды, а, с другой, как широта охвата общением физического пространства. Базой формирования кругов общения и в том и другом случае выступают средства общения, каковые употребляются людьми для установления коммуникации – это средства передачи информации, транспортировки и средства связи как вещей, так и самого человека.

Средства общения, формы и способы предъявления посланий определяют возможность их передачи в пространстве и сохранения во времени. Возможно выделить три главных средства общения, которыми пользуется человек в ходе общения – естественный язык, жест (телесная практика), образ (картина), и три материальных носителя смыслового содержания – звук (голос), начертание (изображение) и электромагнитные импульсы (аудиовизуальность). Разные сочетания языков (естественного языка, языка жестов, образного языка) и материальных форм закрепления знаков языка создают разные возможности для организации общения и порождают различные круги общения.

В случае если средством общения выступает естественный язык как обращение, телесные практики и жесты, из которых выстраиваются обряды и ритуалы, картинки и образы в виде татуировок, масок и т.п., тогда общение не имеет возможности выходить за пределы возможностей визуального обзора, оно охватывает лишь «родных» людей, каковые находятся рядом и каковые знают суть образов и ритуалов. Так формируется первая историческая общность людей род (племя), которая предполагает еще и родное родство, не смотря на то, что для принадлежности к роду оно возможно и не обязательно. В современном обществе к такому кругу общения возможно отнесена семья, трудовой коллектив, соседи, каждые появляющиеся временные группы типа пассажиров в трамвае, в купе поезда и т.п., для которых характерно яркое сотрудничество людей при помощи устной речи и существование собственных «ритуалов», принятых правил поведения.

Появление этнической общности (народности) имеется становление более широкого круга общения, чем род. Народность предполагает не только общность языка, но и выражение его в письме. Появление алфавита ведет к рождению письменности, которая разрешает закреплять «послания» во времени, передавать их последовательности поколений, а не только тем, каковые следуют приятель за втором. Это ведет к тому, что у этноса появляется история (у рода вместо истории – мифы), появляется не только традиция, но и писаный закон[86], восприятие (принятие либо непринятие) которого делается основанием общения индивидов, не связанных родством либо каким-либо вторым ярким контактом. телесные практики и Образы принимают форму культурных практик – мастерства, религии, народных обычаев и нравов (форм организации быта). Не смотря на то, что письменности и появление алфавита вводит в качестве материала фиксирования сообщений изображение вместо звука, но все-таки ведущая роль в культуре сохраняется за звуком. Письменные книги и рукописные свитки, в большинстве случаев, служили для чтения вслух.

Этнические общности имели возможность подчинять себе громадные территории и тогда появляются транспортные артерии, каковые соединяют центр, где сосредоточен «провинции» и закон. Транспорт (дороги, транспортного средства) делается новым элементом в существовании для того чтобы исторического круга общения как этнос и межэтнических взаимоотношений. В современном обществе сохраняются этнические круги общения, основанием для которых помогают культурные традиции, ритуалы и религиозные представления. Социально подобными этническим кругам общения в современном обществе выступают территориальные круги общения – деревня, город, регион. Деревня как социальный круг общения прямо сохраняет собственную сообщение с этнической общностью, поскольку тут в силу определенных исторических условий трансформации происходят медленнее, чем в городе, и не сильный, чем в городе, социальная мобильность. Город формирует собственный тип культуры, собственный стиль судьбы, собственные представления о жизненной карьере, собственные внутренние круги общения и т.п. То же возможно сообщить о некоторых регионах, к примеру, для России значимы различия Сибири, Дона, Севера, для Франции – различия ее провинций, для Германии – земель и т.д. Регионы как общности формируют либо сохраняют собственные региональные культурные изюминки, характер людей и свои традиции.

Усиление транспортных связей, обусловленное развитием рыночных взаимоотношений, усиление горизонтальной социальной мобильности, появление книгопечатания, печатных средств передачи социальных сообщений ведет к формированию нового исторического круга общения – национальной общности. Национальный круг общения появляется в пространстве межэтнического сотрудничества на базе регионов и политического объединения групп в границах определенного страны, которое берет на себя заботу о создании правовых баз для социальной мобильности и единого рынка в границах страны. Нация как круг общения конституируется благодаря упрочнениям правящих элит, каковые в отыскивании помощи собственных политических притязаний апеллируют к гражданскому патриотизму соотечественников. Огромное влияние на упрочнение национального круга общения оказывает мастерство, которое как раз в ходе становления данной исторической общности получает самостоятельность, отделяясь от религии либо быта. Национальное мастерство, создаваемое творческой элитой, становясь настоящим фактом культуры, формирует единое самосознание, восприятие мира и единое мироощущение, тем самым создавая условия для национальной идентификации индивидов. Собственную большую лепту в становление национального круга общения вносит становление массового образования, через которое кроме этого входит в сознание индивида мысль национального единства (к примеру, для России XIX века была значима формула образования – самодержавие, православие, народность, а для СССР в ХХ веке – мысль нового советского человека). Так рядом с гражданским обоснованием национального круга общения появляется его духовное обоснование. Последнее требует особенного материального выражения, которым делается печатное слово, исходя из этого границы национального круга общения совпадают с границами хождения книги, печатного издания.

Национальный круг общения может утверждаться на базе одного этноса, тогда гражданское самосознание сливается с национальным самосознанием и появляются разные варианты национализма. Все перемещения национализма подчеркивают то, что нация, в отличие от этноса, не есть настоящей группой (не есть некой социальной субстанцией), а конституируется как круг общения индивидов при определенных условиях и под влиянием целенаправленных действия разных публичных элит.

Происхождение электронных средств передачи информации создали новые условия для создания, распространения и хранения социального послания. Основная изюминка новых информационных средств – их свойство фактически мгновенно передавать сообщение в любую точку социального пространства. Это формирует условия для происхождения нового круга общения – глобального общения в рамках человечества. Глобальное общение делается настоящей возможностью благодаря формированию глобальных транспортных коммуникаций, благодаря происхождению глобального рынка товаров, одолжений и финансов, благодаря упрочнению межправительственных и надгосударственных университетов (межнациональные корпорации, интернациональные организации типа ООН, ЮНЕСКО), международных публичных перемещений (типа Гринпис) и т.д. Глобальный круг общения воплощается, с одной стороны, в становлении межнациональных объединений (типа Объединенная Европа), а с другой, в развитии и возникновении всемирный сети Интернет. Последний воображает материальное воплощение глобального круга общения. Интернет – это и материальное условие возможности глобального общения и одновременно реальная реализация этого общения, в то время, когда какой-либо индивид входит в него и устанавливает контакт с другими людьми, независимо от их местонахождения, от их национальности и гражданства. Известная рекламная кампания поколения Next не только уловила зарождение нового круга общения, но и принимала участие в его создании, формируя поколение этого общения.

Происхождение глобального круга общения, кроме этого как и появление предшествующих новых кругов общения, не уничтожает ранее появившиеся, они живут , и это формирует возможность конфликтных обстановок между кругами общения. Все предшествующие исторические круги общения, не смотря на то, что и приводили к интеграции ранее существовавших, не поменяли принцип организации самой формы общения. Она строилась как локальная форма, один круг общения отличался от другого содержательным основанием собственного объединения, но был подобен ему по принципу собственного строения. Глобальное же общение несет в себе угрозу отрицания локальности, поскольку оно обще, а не локально. И это может выражаться в империализме однообразия: один язык, одинаковые картины, одинаковые интересы, одни установки, одна мода, одна музыка и т.п. Подобное проявление однообразия в общении делается действительностью, а это разрушает одну из наиболее значимых онтологических черт людской мира – его разнообразие (§ 7). Но, иначе, современные средства информации, доступность всемирный сети связи для огромного количества людей, формирует в возможности для каждого человека настоящую возможность представить собственный призыв, собственный послание всем и взять отклик. Интернет предъявляет каждому индивиду огромное количество различных «посланий», среди которых он может выбрать те, каковые отвечают его заинтересованностям, исходя из этого мировая сеть владеет свойством вырабатывать в индивиде его его способность и способность выбора самоопределения. Так, мировая информационная сеть может стать базой создания виртуальных локальных сообществ по заинтересованностям, интенсифицируя разнообразие и предъявляя его глобальному сообществу.

обычаи и Быт. Видеоурок по истории России 8 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector