Основные философские направления xvii – xviii вв.

Усиление материалистических тенденций в философии Нового времени дополнялось развитием вторых философских направлений, формированием целостных философских совокупностей – дуалистических, пантеистических, обьективно-идеалистических, субьективно-идеалистических.

Мыслители XVII в., ориентированные на материализм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, и Дж. Локк) разглядывали материю как вещество, из которого состоят предметы, как сочетание ограниченного числа элементов.

Исходный тезис материализма – понятие «материя» – Ф. Бэкон выводит из учений древних материалистов, признававших происхождение вещей из одного единственного начала. Первородная материя имеется «материя, владеющая формой и одаренная многими определенными особенностями»; «первобытная материя, первобытная форма а также первое начало перемещения связаны неразрывно»; она должна быть «облечена в известную форму, одарена известными определенными особенностями и устроена так, дабы каждый вид силы, качества, содержания, естественного движения и действия мог быть ее ее предупреждением и последствием». Бэкон уверен в том, что составными элементами всех материальных тел являются многокачественные простые натуры (так он именовал свойства тел: плотность, теплоту и др.), находящиеся в движении. Из сочетания несложных натур особенностей состоит любая вещь (сложная субстанция). Познавая простые особенности, возможно познать формы, каковые Бэкон именовал обстоятельствами существования материальных тел, их сущностями, другими словами законами природы. Он вскрывает противоречивый темперамент материи, считая, что философия обязана представить метод объяснения противоположных особенностей природы. Во Вселенной, по Бэкону, «видится очень много вещей противоположных и противоборствующих», каковые борются одно с другим, взаимно ослабляют либо разрушают друг друга. Бэкон выводит все эти противоположности из одного и того же материального начала, как из одного источника. Материя складывается и развертывается в пространстве между опредроблёнными предметами без посредничества пустоты: «в мире нет и не может быть места, не занятого веществом по обстоятельству бесконечности пространства и материи». Из материи и бесконечности пространства Бэкон выводит, как следствие, многочисленность миров. В материальной базе всего сущего Бэкон видит многообразие действующих в природе сил (ему свойственно динамическое понимание материи, а не чисто механическое). Природа изначально наделена у него достатком живых сил, форм, красок. Перемещение Бэкон трактует как изменение, но само понятие трансформации он толкует механистически. Но «динамический» взор на материю – лишь тенденция мысли Бэкона, а не последовательно созданное учение.

Т. Гоббс систематизировал философию Бэкона, придавая метафизическому материализму XVII в. хорошую механистическую форму. Его материализм проявляется и в критическом анализе онтологического доказательства бытия Божия. Он признавал материальность мира, вторичность сознания и первичность материи, считая, что материя вечна, а отдельные тела появляются и исчезают, но он отрицал существование первоматерии. По его мнению, реально существуют только конкретные вещи. Все материальные тела владеют протяжением, формой и имеют три измерения: длину, ширину и высоту. Являясь механистическим материалистом, он давал материи чисто количественную чёрта (протяжение, форма, количество). Перемещение материи признавал, но лишь механическое, другими словами перемещение тел в пространстве. Сущностью материи он считал протяженность. Пространство является местом , занятое тем либо иным телом. Подлинное пространство сплошь занято телами, чистой протяженности нет. Он осуждал положение Ньютона о пространстве как вместилище тел, но утверждал, что время существует не объективно, а лишь в памяти и разуме человека. Пространство – это только представление человека: «мнимое пространство» – явление сознания. Время также существует лишь в сознании. Природу Гоббс разглядывал как совокупность протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, движением и положением. Ничего бестелесного не существует. Бестелесная субстанция такое же несоответствие, как бестелесное тело. Запрещено отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя – субъект всех трансформаций. Все тела, как и свойственные им качества, и трансформации, происходящие в телах, образуются перемещением материальных элементов. Высшие формы перемещения материи он сводил к несложной механической форме.

Особенные представления о материальных их свойствах и предметах – «первичных и вторичных качествах» – были созданы Дж. Локком. Как первичные, так и вторичные качества относятся к идеям, взятым на базе внешнего опыта. Мысль первичных качеств возникает благодаря действию на отечественные органы эмоций особенностей, которыми владел объектам внешнего мира. Локк причисляет к ним пространственные особенности, массу, перемещение и т.д., полагая их объективно существующими. Вторичные же качества (цвет, вкус, запах и др.) являются не особенностями вещей, а результатом людских восприятий. Происхождение вторичных качеств в определяющей степени связано со спецификой отечественных органов эмоций, – восприятие запаха, цвета, вкуса и т.д. Эти особенности являются тем, что существуют и зависят от деятельности отечественных органов эмоций и образуются в отечественном сознании на базе разных сочетаний начальных качеств.

В XIII в. (Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.О. де Ламетри и др.) представления о материи усложнились. Конкретные вещи рассматривались как проявления единой, вечной, несотворенной материи, владеющей внутренней активностью. Была обоснована движения и взаимосвязи диалектическая идея материи, в соответствии с которой мир будет в состоянии постоянного трансформации; признавалось развитие (изменение) природы. Материалистические установки в XVII-XVIII вв. не распространялись на познание публичной судьбе; утверждалось, что движение истории определяется ответами людей, руководящих своим разумом.

В дуалистическую концепцию Р. Декарта вводилось представление о двух равнозначных и не зависимых друг от друга базах бытия субстанциях – телесной (протяженной) и духовной (мыслящей). Субстанция – это база всего существующего (первоначало мира), которая проявляется в самых явлениях и разнообразных вещах. По определению Декарта, субстанция — это вещь, которая не испытывает недостаток для собственного бытия ни в каких иных основаниях, не считая себя самой. Под это определение подпадает лишь Всевышний. Но он находится за природной сферой, где выделяются вещи, нуждающиеся в участии лишь Всевышнего (это и имеется субстанции в природе), и вещи, нуждающиеся в участии иных божественных творений (это качества и атрибуты). В природном мире, в соответствии с Декарту, имеется две cубстанции: духовная (substantia cogitas) и материальная (substantia extensa). Первая неделима, ее главный атрибут – мышление. Модусы мышления – воображение, желание и чувство. Вторая – делима до бесконечности, а её главный атрибут – протяженность. Модусы протяженности – фигура, положение, перемещение. Эти субстанции независимы друг от друга (дуализм). Согласовываются они между собой Всевышним. Материальную субстанцию Декарт соотносит с природой. Её законы изучаются механикой. Духовная субстанция образует души, талантливые мыслить. Она изначально содержит в себе определенные фундаментальные представления, исходя из этого души имеют врожденные идеи (идею Всевышнего, постулат «из ничего не происходит ничего», идею чисел и др.).

Пантеизм в философии Нового времени представлен учением Б. Спинозы. Он считал, что базой мира есть единая субстанция. Субстанция имеется то, что есть обстоятельством самой себя. Она не сотворена никем, но непрерывно творит новое из себя самой. Природа слита с Всевышним, исходя из этого её возможно назвать Всевышним. Отождествление Всевышнего с природой – это пантеистический монизм. Первоначало одно, но у Спинозы это не божественная Личность в ее теологическом средневековом понимании, а безличная духовная сущность, выступающая обстоятельством всего бытия. Единая субстанция имеет два наиболее значимых атрибута – мышление и протяженность. Сотворённые природой единичные вещи и модификации атрибутов природы Спиноза именует модусами (видотрансформации) субстанции, которыми являются все протяженные предметы и мыслящие существа. Человек – часть природы, соответственно один из её модусов. Душа человека – проявление (модус) атрибута мышления, а его тело проявление (модус) атрибута протяжённости. Как модусы атрибутов единой субстанции, тело и душа едины, это единство делает вероятным познание. Модусы мышления согласованы с модусами протяженности и зависят от божественной субстанции. Перемещение же не есть атрибутом субстанции, она может быть в состоянии перемещения либо же полного спокойствия. Всё в мире подчинено высшей необходимости, ничего случайного не существует (механистический детерминизм). Причем детерминизм он распространяет не только на природу, но и на сферу человеческих поступков, вызываемых аффектами (эмоциями). Человек, будучи модусом природы, подчинён необходимости. Но, владея душой как модусом мышления, он может познать природу, осознать необходимость и направляться ей, подчиняя стремления и свои страсти законам природы. Свобода, согласно точки зрения философа, имеется осознанная необходимость, единство разума и воли.

В соответствии с объективно-идеалистическомуучению Г.В. Лейбница, в базе мира лежат не одна и не две, а множество субстанций («монад» – от греч. «единое», «единица») – нематериальных, непространственных и неизменных. Монада – что-то наподобие атома Демокрита, но осознаваемого в духовном смысле. Она неделима, не владеет протяженностью, активна. Активность её состоит в стремлении и восприятии. Эмоциями монады не воспринимаются, лишь разумом. Мир монад – это мир действительно сущего (умопостигаемый мир). Наровне с умопостигаемым миром монад, существует чувственный, замечательный мир, как чувственное выражение мира монад. Свойства монад: 1. Монада – несложная неделимая субстанция. 2. Монад субстанций нескончаемое множество, они бывают различного вида: «обнажённые монады» образуют неорганическую природу, монады животных владеют ощущением, монады человека (души) владеют памятью и сознанием, верховная монада – Всевышний. 3. Монады имеют духовный темперамент, они активны и владеют четырьмя качествами: рвением, влечением, представлением и восприятием. 4. Любая монада лична и воображает всю землю в себе. Она не зависит от вторых монад. Монады полностью замкнуты (по выражению Лейбница: «не имеют окон, через каковые что-либо имело возможность выйти в том направлении и оттуда войти»). Монады находятся во обоюдной гармонии, которая преодолевает их изолированность. Лейбниц разрабатывал диалектические идеи: благодаря активности субстанций мир всегда изменяется и начинается. Тела, каковые образованы из монад, дешёвы чувственному восприятию. В монадах благодаря их активности происходит постоянная смена внутренних состояний.Это приводит к их формированию. Лейбниц, так, обращается к диалектике. Развитие, в соответствии с его взорам, целесообразно, другими словами направлено к предустановленной более чем гармонии. Он выделяет два разных типа обстоятельств развития: «действующие» – они порождают преобразования в соединениях монад (телах); и «целевые», либо «финальные» – это внутренние обстоятельства развития отдельных монад. Следовательно, всё в природе предстает наполненным жизнью и активностью. Всё движется и начинается. Монады не погибают, а, постепенно видоизменяясь, образуют в собственном постоянном развитии иерархическую цепь живых существ: минералы – растения – животные – человек. Верховная ступень на данной лестнице эволюции судьбы – Всевышний.

В XVIII в. формируются и субъективно-идеалистические концепции. Так, Дж. Беркли, опираясь на идеи Локка и в один момент осуждая их, утверждал, что первичных качеств вещей не существует, все качества вторичны, другими словами результат людской восприятия. Из этого следовало: реально лишь то, что воспринимается человеком посредством органов эмоций. Следовательно, быть – свидетельствует быть принимаемым. Иными словами, мир имеется совокупность людских ощущений. В действительности же вещей, не принимаемых посредством зрения, слуха и т.п., человек не может быть уверен. К числу таких невоспринимаемых явлений, по Беркли, относится и материя как таковая. А это значит, что она не существует. С позиций Беркли, эти события говорят о необходимости отказаться от материализма и обратиться к религии, вере в Всевышнего.

Лекция «Главные направления иудейской мысли XVI-XVIII вв» | Ури Гершович

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector