И 10. основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

К настоящему времени философия прошла в собственном развитии более чем двух тысяч лет, за каковые сформировалось множество школ и направлений, отстаивающих собственную уникальную позицию по вопросам познаваемости мира, человека, общества, культуры. К историческим типам философии относят: древнюю, средневековую, Просвещения эпохи и философию Возрождения, философию Нового времени, Германскую хорошую философию, неклассическую философию и постнеклассическую.

Древняя философия представлена школами и такими направлениями, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский альянс, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), сократические школы и философия Сократа (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская эллинистическая философия и система Аристотеля (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис древней философии восходит к проблеме места первопричины человека и поиска мира в нем, после этого движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами достижения счастья и смысла жизни. На всех этапах древняя философия стремилась к предельной свободе духа.

Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о людской и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о Страшном Суде и конце истории), креационизме (учении о творении мира Всевышним) и взяла официальное признание в определении тринитарной (Папа, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Главной задачей философии сейчас делается обоснование религиозных догматов, как-то: подтверждение существования Всевышнего, подтверждение бессмертия души, оправдание Всевышнего за существование зла в мире и др. В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления — патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина и схоластику (учение монастырских школ), в то время, когда, фактически, философия служила теологии в поиске рациональных дорог веры доказательств и истинности Бога через спор об универсалиях (реализм и номинализм). Одвременно с этим на Востоке, приобретает развитие арабская и иудейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.).

В эпоху ренесанса философы опять возвращаются к «изучению человеческого» (лат. studia humaniora), в противоположность схоластическому «изучению божественного», и потому кличут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эру проникается духом натурализма и эмпиризма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) — уважением к людским эмоциям, доверием к потребности и чувственному опыту научного постижения природы. Приобретают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым методом обеспечить человеку счастье в стране (Никколо Макиавелли, Жан Боден).

В Новое время приобретают развитие такие направления философской мысли как: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждое из которых отстаивает правоту собственного взора по вопросу об подлинном источнике знаний — опыте, разуме, эмоциях. Партию эмпириков возглавил Фрэнсис Бэкон, вычислявший, что всякое знание начинается с чувственных восприятий, и что «наилучшее из всех доказательств имеется опыт», мешающий неточностям в познании. Главой рационалистов, стал Ренe Декарт, утверждавший, что подлинное знание начинается не с чувственных данных, а с интуитивно аксиом и ясных понятий, как в математике, исходящих из субстанции «мыслящей» (res cogita), мир же «протяженных», т.е. физических вещей (res extensa) устроен подобно механизму. Между этими мирами (субстанциями) существует тесная сообщение, потому, что «мыслить» и «существовать», свидетельствует одно и также. Сенсуалисты (Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм) были приверженцами правоты чувственного постижения мира, что дан человеку в потоке «ассоциаций» и до конца непознаваем.

Германская хорошая философия есть вершиной систематизаций собственного времени, благодаря чему философия обретает сложную структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, сокровищах, обществе, культуре, истории. Начало новой реформе философского знания положил Иммануил Кант, избравший критический способ для объяснения баз разумной деятельности человека, и сформулировавший три наиболее значимых вопроса в прагматической антропологии: «чего я желаю?», «отчего это зависит?», «к чему это приводит?», определяющие максимы для мыслителя: «думать самому», «мыслить себя на месте любого другого» и «постоянно мыслить в согласии с самим собой». Таковой метод вопрошания о возможности был главным в его учении о трансцендентальных сущностях. Антропологическое направление в германской хорошей философии взяло развитие в трудах Фихте и Шеллинга. Философская систематизация Гегеля основывается на диалектическом учении, раскрытом в трактате «Феноменология духа» и очерке «Наука логика». Философия (правильнее, логика), согласно точки зрения Гегеля, имеется поступательное развитие «безотносительного духа», что через нее познает самое себя. Диалектический способ содержится в способности мышления выделять тезис (воображать предмет в действительности таким, каков он имеется), после этого ставить по отношению к нему антитезис (открывать накопившийся опыт, противоречащий исходному знанию о предмете) и в заключении объединять их (примирив незнание и знание о предмете). Таков путь диалектического развития духа, что воплощен в разных формах познающего разума: религии, науке, философии.

С века и середины наступает время неклассической философии, а с середины ХХ века — постнеклассической философии, которое связано с трансформацией ее задач и предмета. Каждое из направлений неклассической философии, по-различному решает вопрос ее самоопределения. Марксистская философия основывается на материалистическом понимании общества и развития объективного хода истории, законы которого открывает философия. Позитивизм исходит из методологической роли философии. Феноменология разглядывает философию как учение о действительности, дешёвой только отечественному сознанию, открывающему мир в интенциональности (направленности) на предметы. Экзистенциализм как философия существования учит о пограничной ситуации в бытии человека, в которой мир внешних вещей соприкасается с нашим сознанием. Философия психоанализа есть учением о роли бессознательного в жизни человека как личного и коллективного субъекта. лингвистическая философия и Структурализм утверждают языковую действительность мира как единственно дешёвую мышлению. Постмодернизм разглядывают, и как деградации культуры и эпоху упадка, и как декаданс хорошей философии, выстроенной на сокровищах логоса. Отказ от логических способов познания совершился в пользу доречевых смыслов, обнаруживаемых при деконструкции текста (языка по большому счету) и предшествующих акту мышления как такового. В целом постмодернизм иронически свел к вздору философский рационализм, продемонстрировав тотальность «смерти» прошлых сокровищ человека, основанных на разуме.

Освобождение: Направление главного удара. Серия 2


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: