Обеспечение навигационной безопасности – необходимое условие эффективной работы флота, охраны человеческой жизни на море и защиты окружающей среды от загрязнения.
Основным показателем навигационной безопасности является вероятность отсутствия навигационных аварий в течение определённого интервала времени. К навигационным авариям относятся все случаи касания судном грунта вследствие ошибок выбора пути и проводки по нему судна. Такие аварии происходят, когда погрешность DD, с которой известно расстояние D до ближайшей опасности, равна этому расстоянию и направлена в ту же сторону. Следовательно, вероятность P такого события зависит от расстояния D и его погрешности, среднее квадратическое значение которой mD. Эта погрешность зависит от положения места судна dМС и положения опасности dПО вдоль соединяющей их линии.
Выполним расчет вероятности безопасного прохода судна мимо волнореза м. Арпосдор.
где:
где: dМС – средняя квадратическая погрешность места судна;
МСМ – средняя квадратическая погрешность счислимого места судна.
где: М0 – последняя обсервация с помощью РЛС.
КС – коэффициент счисления, принимаем равным 0,2;
t – время до траверза опасности, t = 0,5.
Обсервацию проводим по 2-м дистанциям по формуле:
Т.к. обсервация проводилась с помощью РЛС «Furuno» на шкале 12 миль, то ориентировочное значение средней квадратической погрешности будет составлять 0,6% от шкалы, т.е. mD = ± 0,96 кбт.
(кбт).
Тогда:
(кбт).
dПО – общая погрешность, с которой известно положение опасности; для тиражного оттиска карт её оценивают средней квадратической величиной dПО » 1 мм в масштабе карты.
dПО » 2,75 (кбт).
С учетом этого:
(кбт).
Находим нормированное по средней квадратической величине mD расстояние до опасности по нормали к линии пути по формуле:
Оценку надёжности прохождения судна мимо опасности рассчитываем по формуле:
Для случая односторонней опасности показатель надежности Р благополучного прохода рассчитываем по формуле:
где: РОП – вероятность отсутствия необнаруженных промахов, РОП = 0,95.
Показатель надежности Р обсерваций с учетом отказов и вариантов использования аппаратуры рассчитываем по формуле:
где: РБРI – безотказность работы или вероятность выполнения основных способов обсерваций (РБРI = 0,8);
РБРII – безотказность работы или вероятность выполнения резервных способов обсерваций (РБРII = 0,9).
Как видно, возможные отказы применяемых технических средств судовождения снижают надежность навигации. В целом же, вопрос о том какой уровень навигационной безопасности считать разумно достаточным зависит от многих дополнительных аргументов и решается конкретно для каждого отдельного случая.