Методическая работа является составной частью учебного процесса и является одним из основных видов деятельности руководства и профессорско-преподавательского состава образовательной организации. Она направлена на совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, педагогического мастерства профессорско- преподавательского состава, обеспечение тесной связи обучения с практической деятельностью выпускников.
Методическая работа образовательной организации осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Создание системы управления качеством учебно-воспитательного процесса, разработка и проведение мероприятий по совершенствованию управления учебным процессом, организация педагогического и научно- педагогического труда.
2. Разработка и обсуждение учебных планов, программ учебных дисциплин и других документов по планированию учебного процесса.
3. Разработка и обсуждение инновационных методик преподавания учебных дисциплин, текстов лекций, а также методик организации проведения различных видов занятий.
4. Внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, изучение и обобщение положительного опыта методической работы.
5. Оценка методического обеспечения процесса обучения по дисциплинам.
6. Совершенствование методики организации дополнительной (внеаудиторной) работы студентов.
7. Подготовка и выпуск методических сборников и информационных бюллетеней по вопросам педагогики, методики преподавания и научной организации учебного процесса.
Основными формами методической работы являются:
— реализация в учебном процессе требований нормативной документации Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, локальных нормативных актов образовательной организации;
— заседания учебно-методического совета образовательной организации, обсуждение вопросов методик обучения на заседаниях Ученого совета;
— заседания кафедр и методических комиссий по специальности (направлению);
— научно-методические конференции, совещания и семинары; — учебно-методические собрания;
— показательные, открытые и пробные занятия, взаимные посещения занятий;
— лекции и доклады по методике обучения и воспитания, педагогике и психологии высшей школы;
— научные исследования по вопросам методики обучения и воспитания студентов;
— проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс, изучение, распространение и внедрение в практику передового педагогического опыта;
— деятельность школ педагогического мастерства преподавателей; — повседневная работа профессорско-преподавательского состава по совершенствованию методики обучения студентов;
— проведение контроля учебных занятий и др.
Работа Учебно-методического совета осуществляется на основе положения, разрабатываемого образовательной организацией и утверждаемого ректором. Председателем Учебно-методического совета является, как правило, проректор по учебной работе.
Заседания Ученого Совета образовательной организации по вопросам учебной и методической работы проводятся в соответствии с планом заседаний на учебный год. Вопросы, подлежащие рассмотрению, готовятся соответствующей комиссией. На них рассматриваются наиболее важные мероприятия по организации, планированию и ведению учебного процесса, обсуждаются итоги учебной и учебно-методической работы.
Центром учебно-методической работы является кафедра. Учебно-методическая работа включается в план работы кафедры. На кафедре проводится планомерная систематическая работа по накоплению, научному обобщению и внедрению в учебный процесс передового методического опыта, совершенствованию методики преподавания дисциплин и разработке учебно-методических материалов. Особое внимание уделяется целенаправленной индивидуальной работе по повышению профессионального и методического мастерства каждого преподавателя.
Заседания кафедры проводятся не реже одного раза в месяц. Основными вопросами, обсуждаемыми на заседании кафедры, могут быть:
— улучшение структуры и содержания учебных дисциплин;
— совершенствование методики проведения основных видов занятий;
— внедрение инновационных технологий организации учебного процесса;
— анализ качества подготовки студентов по дисциплинам кафедры и мероприятия по улучшению их обучения;
— обсуждение и внедрение в учебно-образовательный процесс передового опыта лучших методистов кафедры, других вузов;
— повышение квалификации преподавательского состава, становление начинающих преподавателей;
— совершенствование учебно-материальной базы, применение компьютерной техники, новых информационно-коммуникационных технологий;
— выполнение научных работ и научно-педагогических (методических) экспериментов;
— проблемы подготовки научно-педагогических и научных кадров; — рассмотрение рукописей учебников, учебных пособий, конспектов лекций и других методических документов;
— рассмотрение программ учебных дисциплин, календарно-тематических планов;
— итоги учебной и производственной практики студентов;
— рассмотрение экзаменационных материалов, результатов зачетов и экзаменов;
— совершенствование методик преподавания учебных дисциплин; — вопросы проведения занятий со студентами-заочниками;
— работа методических комиссий по направлениям подготовки (специальностям).
Кроме указанных вопросов, на заседаниях кафедры рассматриваются результаты проведения открытых и учебных занятий, итоги работы преподавательского состава за истекший семестр, итоги контроля занятий, конспекты лекций, планы семинаров и другие учебно-методические материалы.
Научно-методические конференции, совещания и семинары проводятся по общим вопросам методики учебного процесса, методикам преподавания отдельных дисциплин, проблемам организации труда преподавателей и студентов в целях обобщения положительного опыта научно- педагогической деятельности и повышения эффективности учебного процесса. Они организуются и проводятся Учебно-методическим Советом образовательной организации.
На научно-методических семинарах рассматриваются пути дальнейшего совершенствования подготовки студентов по дисциплинам кафедры, интенсификации учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности, внедрения инновационных методов и технологий обучения студентов.
Межкафедральные методические совещания проводятся в целях согласования содержания смежных учебных дисциплин и выработки единых методических подходов к проведению различных видов учебных занятий.
Показательные занятия (мастер-классы) проводятся лучшими преподавателями кафедры по наиболее сложным и недостаточно разработанным в методическом отношении темам. Их цели: продемонстрировать образцовую организацию и методику проведения занятий по конкретной теме учебной программы, показать методы эффективного использования компьютерной техники, программных продуктов, наглядности обучения, других элементов учебно-материальной базы. Показательные занятия организуются в соответствии с расписанием занятий, на них приглашаются преподаватели, проводящие занятия по данной дисциплине со студентами.
Открытые занятия проводятся в целях обмена опытом и оказания помощи преподавателям в организации и методике проведения занятий, а также в целях контроля занятий. Они проводятся в ходе плановых учебных занятий со студентами. На открытых занятиях присутствуют руководящий и профессорско- преподавательский состав кафедры. Непосредственно после занятия проводится его разбор. Преподаватели отмечают положительные стороны занятия, недостатки, высказывают свое мнение о достижении поставленных учебных целей и вносят предложения по улучшению методики обучения. Итоги обсуждения подводит заведующий кафедрой. Он отмечает положительные стороны занятия, характерные недостатки, уточняет толкование отдельных проблем и вопросов, дает оценку занятию и рекомендации по внедрению на кафедре положительного опыта. Результаты обсуждения вносятся в протокол очередного заседания кафедры и журнал контроля учебных занятий.
Открытые и показательные занятия планируются таким образом, чтобы они предшествовали проведению занятий остальными преподавателями по данной теме. Каждый преподаватель в течение года проводит, как правило, одно открытое занятие (лучшие преподаватели – по одному показательному занятию).
Пробные занятия проводятся по решению заведующего кафедрой в целях определения подготовленности преподавателя и допуску его к самостоятельному проведению занятий со студентами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам и вопросам, определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения при проведении занятий. Пробные занятия могут планироваться по решению декана факультета/директора института для вновь поступающих на работу преподавателей.
Начинающий преподаватель, в зависимости от уровня его подготовки, проводит от одного до трех таких занятий. Пробные занятия проводятся только перед преподавателями и обсуждаются на заседании кафедры или предметно- методической комиссии. Итоги обсуждения заносятся в протокол заседания кафедры (предметно-методической комиссии).
Взаимное посещение занятий проводится для обмена опытом учебно-воспитательной работы преподавателей. Показательные, открытые и пробные занятия, а также взаимные посещения проводятся в соответствии с графиком, разрабатываемым на кафедре на семестр и утверждаемым деканом факультета. Утвержденные графики предоставляются в методическую лабораторию в начале каждого семестра.
Научные исследования проводятся в интересах совершенствования образовательного процесса и, главным образом, по вопросам организации и методики обучения студентов, изучения и внедрения в учебную практику инновационных технологий, научной организации труда преподавательского состава и обучаемых.
Педагогические (методические) эксперименты организуются в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области образования, достижений педагогической науки и предложений педагогов-новаторов. Результаты экспериментов обсуждаются на заседании кафедры или на Ученом Совете образовательной организации.
Контроль учебных занятий проводится руководством образовательной организации, факультета, института, заведующими кафедрами с целью определения и оценки методического уровня проведения занятий, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности преподавателя, проводящего занятия.
Контроль может быть плановым и внезапным. Анализ проверенного занятия и его оценка отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавательского состава кафедры. Организация контроля должна обеспечивать проверку занятий, проводимых каждым преподавателем не реже, как правило, одного раза в семестр.
Методические (экспертные) комиссии создаются с целью совершенствования содержания и методики проведения занятий по дисциплинам кафедры. В ее состав включаются преподаватели, ведущие совместную учебную работу по определенной учебной дисциплине (или по разделу дисциплины), а также преподаватели смежных дисциплин. Состав методической комиссии – 2-5 человек.
Работа методической (экспертной) комиссии включает:
— обсуждение содержания и методики проведения занятий по учебной дисциплине (или по разделу дисциплины);
— обсуждение учебно-методических материалов, разработанных преподавателями;
— разработку и совершенствование частной методики преподавания учебной дисциплины;
— разработку проектов учебных программ, тематических планов, структурно-логических схем (сетевых графиков) изучения дисциплины;
— изучение, обобщение и распространение передового опыта проведения занятий;
— оказание помощи молодым преподавателям в подготовке и проведении занятий;
— разработку предложений по совершенствованию учебно-материальной базы, применению технических средств обучения и компьютерной техники по дисциплине;
— обсуждение открытых и пробных занятий;
— анализ текущей успеваемости по дисциплине, результатов экзаменов и зачетов;
— методическое руководство самостоятельной работой студентов и проведение консультаций. Методическую (экспертную) комиссию возглавляет председатель, назначаемый заведующим кафедрой из числа наиболее подготовленных и опытных преподавателей.
Председатель методической (экспертной) комиссии отвечает за выполнение возложенных на комиссию задач. Он периодически (не менее одного раза в семестр) отчитывается на заседании кафедры о проделанной работе.
Методические (экспертные) комиссии составляют семестровые и месячные планы работы и ведут протоколы заседаний. Заседания проводятся, как правило, один-два раза в месяц. Задание обычно готовит по поручению председателя методической (экспертной) комиссии тот преподаватель, который является автором методической разработки.
Рекомендации по содержанию и методике проведения занятий принимаются на основе широкой и свободной дискуссии преподавателей. В протоколах отражается содержание принятых решений по обсуждаемым вопросам, особенно рекомендации по содержанию и методике проведения каждого занятия.
Планирование методической работы кафедры осуществляется на основе плана методической работы образовательной организации на учебный год и заключается в определении мероприятий, направленных на совершенствование методики обучения, повышение профессионального мастерства преподавателей, разработку и внедрение эффективных методов, компьютерных и инновационных технологий обучения, сроков определения мероприятий и исполнителей. Оно отражается в плане работы кафедры на учебный год.
Сроки проведения мероприятий по методической работе уточняются в планах работы кафедры на месяц. Основные виды работ предметно-методических комиссий отражаются в планах работы комиссий на учебный семестр и на месяц. На кафедре ведутся книги планов работы и протоколы заседаний кафедры, а в предметно-методических комиссиях – книги планов работы и протоколов заседаний.
Протоколы оформляются на основе записей хода заседания, а также других материалов, подготовленных к заседанию (текстов докладов, проектов постановлений). В постановляющей части протокола должны содержаться конкретные задачи и рекомендации. Протоколы нумеруются в пределах одного учебного года и подписываются заведующим кафедрой (председателем предметно-методической комиссии).
Основой подготовки учебной и учебно-методической литературы в образовательной организации является учебный план. В соответствии с учебным планом по каждому направлению, специальности (специализации) учебный процесс обеспечивается учебной и учебно-методической литературой.
Перечень учебно-методических документов образовательной организации:
Учебно-методический комплекс направления (специальности, специализации) и учебно-методический комплекс дисциплины.
К учебно-методическому комплексу направления (УМКН) подготовки специальности, специализации относятся такие нормативно-методические документы:
— образовательная программа;
— учебный план;
— информационный пакет направления (специальности, специализации);
— программы по всем учебным дисциплинам;
— сквозная учебная программа практик;
— тематика курсовых проектов (работ);
— программы государственной аттестации, тематика дипломных проектов (работ).
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) создается под руководством ведущих преподавателей. В его состав входят:
-программа учебной дисциплины;
-конспект лекций по учебной дисциплине;
— методические рекомендации для проведения лабораторных, практических и семинарских занятий;
-тематика курсовых работ (проектов) и методические рекомендации к их выполнению;
-средства диагностики по учебной дисциплине;
— методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине;
-индивидуальные задания; -сведения по обеспечению студентов учебной и методической литературой.
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины включает: учебники, учебные пособия, интегрированные учебные комплексы, электронные учебники и учебные пособия, практикумы, тесты, методические рекомендации и т.п.
Разработка учебно-методического обеспечения учебных дисциплин осуществляется в соответствии с действующим порядком, определенным Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
Как лениться и при этом успевать кучу всего