Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Концепция

«Системное построение процесса воспитания»

Замысел

1. Наименование концепции, информацию о её авторе(ах), наименование публикации, в которой изложены главные её положения.

2. Определение понятия «воспитание».

Цель и правила воспитания.

Содержание воспитательного процесса.

Механизм воспитания.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

1. Проект концепции был создан в 1991 г. учеными истории педагогики и Института теории АПН СССР. Самый полно и подробно системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание … Воспитание!». Ее авторами являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

2. Понятие «воспитание».Воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности. Оно есть частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Основное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что нужно руководить не личностью, а процессом ее развития. А это указывает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического действия: происходит отказ от лобовых способов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый замысел диалогические способы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих обстановок, разнообразную творческую деятельность.

Главные понятия:

— в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель публичной судьбе;

— развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает совершенствование и выявление всех сущностных сил человека;

— самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, собственных событий.

3. Цель и правила воспитания.Цель — всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины столетий, — пишет В.А Караковский, — дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сейчас отказываться от нее как от сверхцели». Однако любой педагогический коллектив, ориентируясь в собственной деятельности на эту цель-идеал, обязан конкретизировать ее применительно к возможностям и своим условиям.

На данный момент, согласно точки зрения авторов концепции, упрочнения педагогов целесообразно сосредоточить на ответе пяти воспитательных задач.

Во-первых, формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Задача школы и ее педагогов — позволить ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение данной задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.

Вторая, не меньше ответственная задача — формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, важного за судьбу собственной Отчизны.

Третья задача — приобщение детей к общечеловеческим сокровищам, формирование у них адекватного этим сокровищам поведения.

Четвертая — развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» — как черты личности.

Пятая — формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

Действенное ответ совокупности перечисленных задач вероятно только при построении в учебном заведении целостной воспитательной совокупности гуманистического типа.

Основополагающим идеям гуманистической совокупности воспитания отведена в концепции роль правил воспитательного процесса. К ним относятся следующие:

а) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной сокровищем; своеобразия и уважение уникальности каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, итог и до тех пор показатель эффективности воспитания; отношение к вежливнику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению взаимоотношений в воспитательном ходе,так как лишь уважительные отношения между детьми и педагогами, терпимость к мнению детей, хорошее и внимательное отношение к ним создают психотерапевтический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е.применение возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, методов и форм воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психотерапевтическими условиями, во-вторых, в связи с изюминками номинальных и реальных групп, в-третьих, в соответствии с ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом неповторимой неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, которая предполагает необходимый учет половозрастных изюминок учащихся и реализацию таких положений, как;

— определение вероятного для данного пола и возраста обучающихся уровня развития личностных особенностей, на формирование которых направляться ориентироваться,

— опора в их формировании на потребности и мотивы обучающихся конкретного пола и возраста,

— преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной обстановке развития и в ведущем виде деятельности школьника,

— воспитание и изучение лично-личностных особенностей учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений,

— построение психолого-коррекции поведения и педагогической диагностики с учетом принятой в науке периодизации возрастов,

— обеспечение связи психолого-педагогической диагностики, коррекции и консультации;

е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном ходе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

ж) эстетизация развития ребёнка и среды жизнедеятельности.

4. Содержание воспитательного процесса.Базу содержания воспитания составляют общечеловеческие сокровища. Из всего спектра общечеловеческих сокровищ авторы выделяют восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Почва, Мир.

Человек — полная сокровище, верховная субстанция, мера всех вещей». Неприятность человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности постоянно являлось главным понятием педагогики. Но ни в одном вопросе не было столько путаницы, демагогии и лицемерия, как в этом. Сейчас гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек делается целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало воздействующей на практику воспитания, делается вправду настоящей сокровищем.

Справедливости для нужно заявить, что переориентация всей совокупности образования на человека, ребенка, ученика еще лишь начинается, так что не нужно предаваться преждевременной эйфории. Но уже сейчас практическими задачами педагога стали развитие и выявление всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, дабы стать творцом самого себя.

Семья— начальная структурная единица общества, первый естественная среда и коллектив ребёнка его развития, где закладываются базы будущей личности. Сейчас семье и школе предстоит очень многое сделать для восстановления в людях эмоции чести рода, ответственности за фамилию. родители и Дети должны осознавать историю семьи как частьистории народа, изучать деяния и образы собственных предков, заботиться о продолжении рода, умножении и сохранении его хороших традиций. Перестройка взоров на роль семьи, восстановление ее природного назначения требуют и времени, и определенных условий. И дабы в сознании людей семья снова стала величайшей нравственной сокровищем, затевать нужно с детства, со школы.

Труд— база людской бытия, «вечное естественное условие людской судьбе». Человек трудится не только чтобы получить. Он трудится, по причине того, что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, самый конечно высказывает его людскую сущность. Тот, кто не осознаёт этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было неотъемлемой частью воспитания. Сейчас доказано, что труд воспитательно действен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную совокупность. Задача педагога — одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда оптимален, в то время, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сейчас актуальным есть воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, эмоции честного партнерства, овладение базами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания— итог разнообразного, в первую очередь творческого труда. Знания обучающихся — мера труда преподавателя. Воспитательная сущность знаний пребывает в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели — формированию личности ученика. В широком смысле знания — это усвоенный всевозможный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают только те знания, каковые являются для ученика субъективной сокровищем, владеют нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три основных показателя. Глубина — это познание сущности предмета либо явления, приближенности к истине. Тут на первый замысел выходит свойство мыслить, осознавать, разбирать, обобщать, делать выводы, т.е. происходят наиболее полезные мыслительные операции. Прочность знаний предполагает их стремительное и правильное воспроизведение, что дается, по большей части, памятью и тренировкой. Разнообразие знаний — это широкая информированность, предполагающая знание не только программного, но и дополнительного материала. Это знания, получаемые добровольно, из интереса, любознательности либо пользы. В младшем возрасте знания помогают познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая собственный внутренний мир, применяет их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция ярко воспитательного характера.

Культура — великое достаток, накопленное человечеством в материальной жизни и сфере духовной людей, высшее проявление творческих способностей и сил человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога — помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой собственного народа, ее сокровищами. Наряду с этим нужно иметь в виду, что одна из основных изюминок русского национального характера — высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Мерой воспитанности и культуры можно считать интеллигентность. Пушкин и Шекспир пришли к одному выводу: обстоятельство всех человеческих бед — в невежестве. Интеллигентность — антипод хамству и невежеству. Сейчас это особенно актуально, потому что мы переживаем разгул практицизма. Идет замечательная коммерциализация духовной сферы, в особенности мастерства. Прагматики грубо срывают с него покров таинства большого творчества, деформируют эстетические вкусы молодежи, подсовывая ей жестокость и порнографию. Многие сильные мира сего видели спасение человечества в красоте, художественном творчестве, в высокой культуре. Как раз настоящая культура соединяет в себе извечное рвение человечества к истине, красоте и добру. В случае если школа приобщает детей к миру прекрасного, содействует культуре быта и человеческих отношений, выработке неприятия пошлости и высокого вкуса, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по гармонии и законам красоты, — она есть главным поручителем духовного бытия общества.

Отечество— единственная неповторимая для каждого человека Отчизна, эта ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сейчас патриотическое чувство каждого из нас подвергается важным опробованиям: изменилось Отечество. Задача педагога — воспитание уважительного, бережного отношения к истории собственного народа. Это свойство гражданина прекрасно выразил в свое время А.С. Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не желал бы переменить Отечество либо иметь другую историю, не считая истории предков». Сейчас, в то время, когда во взоре на прошлое срабатывает «эффект маятника», школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; нужно отказаться от решения суда предкам, от разрушения истории. Это приводит только к комплексу исторической неполноценности, порождает человека несчастного жертвы и психологию — народа истории. Из этого неподалеку и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за трагедии и ошибки прошлых поколений обязана вызывать активную, созидательную позицию. Чувство Отчизны формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни собственных современников-соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Почва — неспециализированный дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это живой природы и Земля людей. Любой ребенок — естественный философ, которого волнуют глобальные проблемы. Уже в юные годы у него появляется образ мира, что носит четко выраженный эмоциональный характер. Сначала это некая метафора, миф, сказка. Позже настает время накопления информации. В ранней молодости образ мира часто окрашен в романтические тона. В старших классах наступает пора реализма, основанная на научном познании. По мере постижения действительности образ мира все усложняется, получая множество дифференцированных показателей. Педагоги должны оказать помощь школьнику представить целостность, неделимость мира, связь всех мировых процессов, оказать помощь понять себя частью этого огромного целого, научить дорожить им как величайшей сокровищем. Нужно осознать, что будущее Почвы зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют ощутить себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют предохранить планету от катаклизмов и катастроф, предрекаемых ей в новом веке. А до тех пор пока сейчас особенно ответственны интегрированные процессы в образовании, талантливые создать целостный образ мира; неоценимо кроме этого экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Мир— согласие и покой между людьми, народами и государствами — основное условие существования Почвы, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания — преодоление в подозрительности и людях недоверия в отношении к нациям и любым народам, отказ от образа неприятеля, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а основное — создание в каждой школе воздуха национального согласия и гражданского мира. Время от времени ответ самых непростых неприятностей лежит в сфере простых людских взаимоотношений. В случае если любая школа и ее ближайшее окружение станут территорией покоя и мира, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. В определенном смысле возможно заявить, что планету от смерти может спасти единство действий педагогов. Многие неприятности современности решаются сейчас через школу и при ее участии.

Дабы перечисленные сокровища стали базой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педаруководителям и гогам образовательных учреждений предлагается пара дорог приобщения детей к общечеловеческим сокровищам:

— первый — создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, выстроенной на этих ценностях;

— второй — формирование отдельных целевых программ, к примеру «Духовная история России», «Отечественная малая отчизна», «Интеллектуальная культура личности», «Семья — нравственная сокровище человекам, «Юные граждане России» и др.;

— третий — разработка совместно с детьми своеобразных публичных контрактов, фиксирующих принятые в конкретном коллективе отношений и нормы общения, основой которых являются общечеловеческие сокровища.

Вероятен и четвертый путь, кстати, часто выбираемый классными начальниками, в то время, когда они один из разделов замысла воспитательной работы составляют по следующей таблице:

Инклюзивная верховная школа Лада Александрова

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector