Наличие распрей в отношениях между людьми на отечественный взор есть явлением «нужным – неизбежным». Нужным – в том замысле, что благодаря их разрешению и противоречиям происходит познание оппонентами друг друга, переход взаимоотношений на более глубочайший уровень. Неизбежность распрей обусловлена лично-психотерапевтическими изюминками взаимодействующих людей, собственного рода «разностью» приятель для приятеля.
Переживание кризиса в отношениях между людьми может являться результатом распрей между ними. Кризис — «резкий, крутой перлом в чем-нибудь; затруднительное, тяжелое положение» [162, с.280].
То, что в базе кризиса лежит конфликт, отмечалось А.Г.Амбрумовой (1981), которая уверен в том, что в базе дезадаптации человека лежат конфликтные обстановки, ведущие к психотерапевтическому кризису.
Для психотерапевтического кризиса характерно его внутриличностное переживание, и формирование ситуационных кризисных реакций.
Muller F. – D. (1991) выделил три типа протекания психотерапевтического кризиса:
1.Кризис ведет к интеграции ранее вытесняемого и отвергаемого опыта осознания «Я-концепции» субъекта;
2.Кризис ведет за собой усиление ветхой «Я-концепции»; новый опыт и реальность не оказывают на нее никакого влияния;
3.Кризис ведет к распаду, дезорганизации представления о себе; к тотальной неспособности функционировать.
Е.А. Донченко и Т.М. Титаренко (1987) определяли кризисные обстановки как частные проявления конфликтных обстановок. Наряду с этим основной детерминантой кризисных обстановок есть наличие внутренних противоречий, вытекающих из множества смысложизненных тенденций людей. Развитие социально-психотерапевтического несоответствия характеризуется степенью осознанности конфликта, и степенью нарушения социального сотрудничества. Конечным этапом в развитии конфликта (социально-психотерапевтического несоответствия) выступает «жизненный кризис» [73].
Главную опасность острые кризисные состояния воображают из-за нередкого происхождения суицидных намерений. Кризис — состояние, появляющееся, в то время, когда ответ крайне важных неприятностей при помощи привычных способов оказывается неосуществимым [122].
Кризис характеризуется достаточно острым течением, трансформацией поведения, субъективным переживанием отсутствия помощи, опасности и угрозы. При благоприятном финале кризиса субъект получает новый жизненный опыт, продвигается в личностном росте, происходит нормализация взаимоотношений, они становятся более гармоничными, удовлетворяющими взаимодействующих субъектов. При негативном финале кризиса происходит фиксация на неадекватных методах разрешения обстановки либо появляется заболевание. Соответственно, происходит переход конфликта – в затяжной, что очень плохо отражается на самочувствии и благополучии субъектов взаимоотношений.
Л.В.Куликов выделяет следующие переживания острых кризисных состояний [122].
?Безнадежность, бесцельность, опустошенность, чувство тупика. На таком эмоциональном фоне человек не может самостоятельно совладать со собственными проблемами, обнаружить пути их решения и функционировать.
?Слабость. Человек чувствует, что лишен какой-либо возможности руководить собственной судьбой. Это чувство чаще появляется у молодых людей, каковые чувствуют, что другие все делают за них и от них самих ничего не зависит.
?Чувство собственной неполноценности (в то время, когда человек, себя низко оценивает, считает никчемным и т. семь дней.).
?Чувство одиночества (никто тобой не интересуется, не осознаёт тебя).
?Стремительная смена эмоций, изменчивость настроения. Надежды быстро вспыхивают и меркнут.
По собственной динамике и картине ситуационные реакции при переживании кризиса, в соответствии с А.Г.Амбрумовой (1985) смогут быть подразделены на шесть типов [13]: реакцию эмоционального дисбаланса, пессимистическую ситуационную реакцию, реакцию отрицательного баланса, ситуационную реакцию демобилизации, дезорганизации и реакцию оппозиции.
1.Реакция эмоционального дисбаланса – обусловлена происхождением фрустрации и характеризуется превалированием отрицательной гаммы чувств (продолжительность реакции до двух месяцев).
2.Пессимистическая ситуационная реакция – содержится в трансформации мироощущения, установлении мрачной окраски мировоззрения, переструктурировании и видоизменении системы ценностей. Эта реакция провоцирует и облегчает формирование устрашающих концепций обстановки, которая оценивается как реально и возможно негативная. Продолжительность реакции до трех месяцев.
3.Реакция отрицательного баланса. В этом случае происходит рациональное подведение «жизненных итогов», оценка пройденного пути, определение настоящих возможностей существования, сравнение (подсчет) хороших и отрицательных моментов жизнедеятельности.
4.Ситуационная реакция демобилизации. Характеризуется тем, что у человека происходит резкое изменение в сфере контактов (отказ от привычных либо большое их ограничение). Это приводит к переживанию одиночества, слабости, безнадежности. Человек избегает включения в разные формы деятельности, не считая тех, каковые контролируются и к каким принуждают его установленные и принятые им самим требования и правила общества. Продолжительность реакции приблизительно месяц.
5.Ситуационная реакция оппозиции. Выражается в повышенной степени агрессивности, возрастающей резкости отрицательных их деятельности и оценок окружающих. При высокой интенсивности и большой глубине вероятно «прогрессирующее углубление оппозиционной установки личности» и переход в агрессивное поведение.
6.Ситуационная реакция дезорганизации. В её основе лежит тревожный компонент, в следствии чего она характеризуется соматовегетативными проявлениями (гипертонические, сосудисто-вегетативные кризы, нарушения сна). Длительность реакции – не более 14 дней.
Подводя результат сообщённому, напомним, что кризис – это не только пик страданий, но и начало спасения от них. Кризис нужен, как для личностного роста, так и для улучшения, гармонизации взаимоотношений. это быть может, если он воспринимается как «определенное опробование, как ступень, опершись на которую, возможно заметить новые горизонты, возможности судьбы» [15].
Но, кризис в межличностных отношениях может иметь кроме этого негативные последствия, проявляющиеся в переживании депрессии либо субдепрессивных состояний одним либо обоими субъектами. Этому и будет посвящена следующая часть учебного пособия.
?? Конфликты в межличностных отношениях?? Обществознание 6 класс