Что такое психограмма профессии и для чего она нужна

В первую очередь данный документ выступает составным компонентом профессиограммы. С ее помощью возможно составить чёрта главных, самые важных требований, выдвигаемых профессией к сотруднику в психотерапевтическом нюансе. Практически психограмма – это психотерапевтический портрет личности. Количество этого документа может варьироваться, он зависит от значимых целей профотбора, перевода сотрудников либо их обучения. Составление психограммы происходит при изучении точных данных, предоставленных следующими источниками:

  • Документами, каковые смогут быть положениями, описаниями, руководствами, хронометражными таблицами.
  • Письменными и устными опросами работников. Они смогут быть оформлены в виде личных наблюдений, анкет, естественных и лабораторных опытов.
  • Данными, взятыми в следствии изучений (целевые либо пробные).
  • Результатами эргономических изучений, проводимых на рабочем месте сотрудника. Для получения информации используют электроокулографию, электроэнцефалографию, киноциклографию, телеметрию физиологических параметров, телехронорефлексометрию.

Существует список требований, что характеризует психотерапевтический нюанс любой профессии либо конкретного рабочего места. Требования выдвигаются к таким факторам: Организация, условия и оборудование труда. регулирование и Организация, которым подвергаются психолого-педагогические нюансы труда. Личность начальника коллектива, педагога, организатора, эксперта. Социально-психотерапевтические параметры группы. Психофизиологические, интеллектуальные, нейропсихические и личностные особенности работника. Работоспособность, эмоционально-волевые установки, поменянные состояния человека. Процессы адаптации к новшествам, неспециализированная трудовая ритмика, различные сферы восприятия, качество и скорость учебы.

Психограмма – это часть совокупности сведений о работнике, которая подлежит анализу и изучению. Все эти действия нужны, поскольку с их помощью возможно выяснить предрасположенность человека к исполнению тех либо иных обязанностей. Но предрасположенность не есть единственным причиной, требуемым для успешного исполнения трудовых заданий, поскольку она только показывает на потенциальную возможность понимания основ и быстрого обучения профессии. Устойчивая мотивация к освоению того либо иного вида деятельности не меньше ответственна, чем качества личности и определённые свойства.

Психограмма — это «психотерапевтический «портрет» профессии, содержащий требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психотерапевтическим свойствам, психолого-физическим возможностям человека. Психограмма содействует оптимизации и увеличению эффективности профессиональной деятельности эксперта конкретного профиля.

№ 28

Серьёзным психотерапевтическим моментом, определяющим успех профобразования, есть необычная готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той либо другой профессии. Выбор профессии, осуществляемый человеком в следствии анализа внутренних ресурсов и методом соотнесения их с требованиями профессии, есть базой самоутверждения человека в обществе, одним из основных ответов в жизни. Выбор профессии в психотерапевтическом замысле воображает двух-аспектное явление: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирают (объект выбора). Владея множеством черт, и объект и субъект выбора определяют неоднозначность выбора профессии.

Выбор профессии — это не одномоментный акт, а процесс, складывающийся из последовательности этапов, длительность которых зависит от индивидуальных особенностей и внешних условий субъекта выбора профессии.

Нужно остановиться на чёрте самого объекта выбора профессии — того, что выбирают. Традиционно неспециализированная схема описания профессии подразумевает четыре нюанса:

— социально-экономический (краткая история профессии, ее роль в совокупности народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, возможностях продвижения, зарплате, престижности профессии);

— производственно-технический (информацию о технологическом ходе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

— санитарно-гигиенический — информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, ритме и режиме труда, медицинских противопоказаниях;

— психофизический (требования профессии к изюминкам психологических процессов и особенностям личности).

Е. А. Климовым предложена четырехъярусная классификация профессий по показателям предмета, целей, условий и средств труда. По предмету труда вес профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (символы), артономические (художественные образы) и социопомические (сотрудничество людей), по Л. Н. Леонтьеву. Соответственно, Е. Л. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: Человек — природа, Человек — техника, Человек — символ, Человек — образ, Человек — человек.

1. Человек — живая природа (П). Представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами, условиями и микроорганизмами их существования (мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, биолог).

2. Человек — человек (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования тут являются социальные совокупности, сообщества, группы населения, люди различного возраста (продавец, парикмахер, инженер — организатор производства, доктор, преподаватель, социальный работник).

№32

Наиболее значимым критерием продуктивности и осознания опытного становления личности есть ее свойство обнаружить личностный суть в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить собственную опытную судьбу, ответственно принимать решения о выборе профессии, места и специальности работы. Само собой разумеется, эти крайне важные неприятности появляются перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же всегда изменяется, начинается. Значит, на различных этапах ее развития одинаковые задачи опытного самоопределения решаются по-различному. Постоянное уточнение собственного места в мире профессий (или конкретной профессии), осмысление собственной социально-опытной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся серьёзными компонентами судьбы человека. Время от времени появляется отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим опытным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (профессии) и места работы.

Возможно констатировать, что перед личностью часто возникают неприятности, требующие от нее определения собственного отношения к профессиям, время от времени рефлексии и анализа собственных опытных достижений, принятия ответа о выборе профессии либо ее смене, коррекции и уточнения карьеры, решения вторых профессионально обусловленных вопросов. Целый данный комплекс неприятностей в профессиоведении растолковывают понятием опытное самоопределение. Конечно, что такое сложное психотерапевтическое явление не имело возможности взять «единственно верное» объяснение в психотерапевтической науке.
Дабы выяснить собственную позицию, проанализируем высказывания, положения исследователей, в той либо другой мере разглядывающих эту проблему. Возможно, хватит остановиться на том понимании, которое в громаднейшей степени согласуется с отечественной концепцией опытного становления.
А.Маслоу внес предложение концепцию опытного развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как рвение человека совершенствоваться, высказывать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции родными к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»1.
П.Г.Щедровицкий разглядывает самоопределение как свойство человека строить самого себя, собственную личную историю, как умение переосмысливать собственную сущность2.
Детально разбирая опытное самоопределение, Е.А.Климов понимает его «…как серьёзное проявление психологического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то нужного, сообщества специалистов»3. Очень полезной для предмета рассмотрения — опытного самоопределения — есть идея Е.А.Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и краткосрочным, в действительности осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая судьба»4.
У личности в предшествующие годы развития сложилось определенное отношение к разным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка собственных возможностей, ориентировка в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному опытному самоопределению.
Обобщая логику рассуждений Е.А.Климова, возможно констатировать, что опытное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением опытной подготовки по избранной профессии, оно длится в течении всей опытной жизни.
Обсуждаемая неприятность как психолого-педагогическое обоснование целостного подхода к подготовке обучающейся молодежи к выбору профессии исследуется в Университете опытного самоопределения молодежи Русском академии образования. В предложенной экспертами университета концепции опытное самоопределение анализируется во связи разных сторон его проявления: формирования карьеры, саморазвития и сферы приложения личностных возможностей, области личностной самореализации, и реально-практического, действенного отношения личности к совокупности социокультурных и опытных факторов ее саморазвития и бытия1.
Несомненным преимуществом данной концепции есть системный подход при анализе опытного самоопределения, но ограничение неприятности изучения только возрастом ранней молодости значительно обедняет эвристические возможности концепции.
Опытное и личностное самоопределение стало предметом глубокого изучения Н.С.Пряжникова. На его концептуальных подходах, во многом совпадающих с отечественными позициями, мы остановимся подробнее.
Анализ литературы, громадная умело-экспериментальная работа разрешили Н.С.Пряжникову значительно обогатить практику и теорию опытного самоопределения. Неизменно подчеркивая неразрывную сообщение опытного самоопределения с самореализацией человека в других серьёзных сферах судьбы, он пишет: «Сущностью опытного самоопределения есть независимое и осознанное нахождение смыслов делаемой всей жизнедеятельности и работы в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»!.
Обобщая совершённый анализ опытного становления личности, выделим главные моменты этого процесса:
1. Опытное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром опытного самоопределения есть осознанный выбор профессии с учетом собственных возможностей и особенностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Опытное самоопределение осуществляется в течение всей опытной жизни: личность всегда рефлексирует, переосмысливает собственный опытное бытие и самоутверждается в профессии.
4. Актуализация опытного самоопределения личности инициируется разнообразные событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, опытного учебного заведения, увеличение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. Опытное самоопределение есть ответственной чёртом социально-психотерапевтической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector