Графических навыков у дошкольников с дцп

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Г. Дедюхина — старший логопед детского психоневрологического санатория № 65,

г. Москва

Письмо есть сложной формой речевой деятельности. Оно тесно связано с процессом устной речи и осуществляется на базе высокого уровня сформированности речевых и неречевых функций:

• слуховой дифференциации звуков, верного их произношения;

• синтеза и языкового анализа;

• сформированности лексико-грамматической стороны речи;

• согласованной работы зрительно-моторной и оптико-пространственной совокупности.

На разных стадиях овладения письменной речью изменяется целенаправленность и характер этого сотрудничества. В дошкольном возрасте главной задачей есть полноценное усвоение понятия «графема», которое обеспечивается взаимодействием и точным функционированием анализаторных совокупностей.

Так, зрительное восприятие снабжает не деятельность, включающую е себя пространственный анализ и поиск «графем» в совокупности главных координат, их сопоставление между собой, оценку левой иправой стороны пространства страницы.

Слуховое восприятие направлено на определение локализации, направленности источников звуков, их дифференциации. Оно снабжает полноценное развитие фонематического восприятия, благодаря которому формируется звуковой образ графемы, имеющий смыслоразличительные и акустико-артикуляционные характеристики.

Пространственное восприятие есть базой для осуществления оптико-пространственных и оптико-двигательных операций на последних этапах выработки двигательного навыка письма.

Несформированность либо нарушение функций одного из анализаторов затрудняет осуществление зрительно-пространственного гнозиса, праксиса и конструктивной деятельности, каковые со своей стороны снабжают процесс овладения графическими навыками.

Разглядим изюминке этих процессов у дошкольников, страдающих разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), и "стаж работы" по данному разделу в детском психоневрологическом санатории № 65.

При детском церебральном параличе, что характеризуется несформированностью всех анализаторных совокупностей, ведущим недостатком являются двигательные нарушения. Они являются аномалией моторного развития и проявляются в следующем:

• нарушена вертикализация тела ребенка, обычное положение конечностей, что ведет к патологии восприятия собственных движений и ощущений;

• ребенок не хватает деятельно определит предметы на ощупь (нарушение стереогноза);

• у ребенка еле формируется «двигательный» образ слова, что ведет к нестойкой связи между звуковой и смысловой чёртом и проявляется в недоразвитии лексики;

• страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с наречиями и предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;

• двигательные нарушения затрудняют исполнение целенаправленно-практических действий и усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;

• нарушается сотрудничество зрительно-моторных и оптико-пространственных совокупностей, что затрудняет формирование автоматизированных перемещений руки.

У детей с ДЦП отмечается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное нарушением зрения, невозможностью прослеживания и фиксации взора за предметами. Патология зрения в виде понижения его остроты, атрофии и косоглазия дисков зрительного нерва распознана у 70% дошкольников, пребывающих в санатории. У большинства детей отмечаются нарушения рук движений и координации глаз, каковые разъясняются выраженностью патологических тонических рефлексов (у здоровых детей они наблюдаются лишь в первые месяцы судьбы). У детей с гиперкинетической формой ДЦП отмечаются нарушения плавного переключения взгляда, прослеживания за движущимися предметами. Вследствие этого эти дети не хватает фиксируют взгляд на строчке, не успевают смотреть за строчком. У малышей с преимущественным поражением правых либо левых конечностей отмечается выпадение полей зрения. Они смогут проигнорировать правую либо левую половину страницы.

Нарушается кроме этого слуховое восприятие (локализация источника звука, его дифференциация и направленность). Довольно часто отмечается понижение физического слуха (тугоухость, подтвержденная аудиограммой, проявляется у 66,5% больных санатория с гиперкинетической формой ДЦП).

Перечисленные изюминки анализаторных совокупностей сочетаются с неспециализированной моторной недостаточностью, гиперкинезами, параличами, что усложняет моторную операцию письма.

На базе опыта работы по формированию графических навыков у детей с ДЦП созданы три рабочие тетради, целью которых есть формирование зрительно-моторных и оптико-пространственных совокупностей (неприятности становления фонематической совокупности не рассматриваются в данной статье). Тематическое содержание первой тетради составляют линии и пятна, второй тетради — геометрические формы, третьей — графемы. Фрагменты занятий с описанием игр и графическими изображениями, нижеприведенные, являются наглядной иллюстрацией оформления каждой тетради.

Первая тетрадь складывается из четырех разделов, любой из которых имеет задачи и свои цели: первый — «Пятна», второй — «Линии», третий — «Лабиринты», четвертый — «Линейные конструкции».

Посредством упражнений первого раздела реализуются следующие задачи:

• завлекать внимание ребенка к плоскостному изображению настоящих предметов, пробуждать его интерес к рисованию;

• стимулировать активные перемещения руки, учитывая двигательный статус малыша;

• активизировать его эмоциональные реакции.

Формирование графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector