Возрастные особенности дошкольников и экологическое образование

Специалисты выделяют в развитии человека ряд возрастов, каждый из которых представляет качественно новый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Л.С. Выготский рассматривал возраст как определенную эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Крайне важным является утверждение автора о том, что при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, перестраивается и изменяется сам ход развития.

В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа. Однако экологическое образование в начальной школе не может заменить дошкольную ступень. Они дополняют, но не исключают друг друга. Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

В принципе, при достаточно широкой трактовке термина «экологическое образование» можно говорить о нем по отношению и к детям раннего возраста. Однако, на наш взгляд, в содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возрастов существуют значительные различия, обусловленные, прежде всего, их психо-физиологическими возможностями. До трех лет мышление ребенка преимущественно связано с непосредственным восприятием, он задумывается лишь над тем, что воспринимает в данный момент. В младшем возрасте, когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Уже детей младшей и средней групп необходимо знакомить (на конкретных примерах) с элементарными взаимозависимостями, например, связями живого организма со средой обитания (комнатные растения, животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле). В существующих программах по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста достаточно много внимания уделяется вопросам ознакомления с природой. К 5 годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, что может служить основой для экологического образования в старшем возрасте.

Именно по отношению к 5-7 летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Доказано, что в 5-7 лету ребенка происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому мышлению. Как отмечают авторы «Основ дошкольной педагогики», дошкольнику вполне доступно формирование новых способов обобщения, так как оно происходит на основе развернутой предметной деятельности. В этом случае сами понятия вначале выступают в чувственно-предметной форме.

Психолого-педагогические исследования многих авторов доказывают возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Так, исследования С.Н. Николаевой доказали, что дети 5-7 лет характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы. Автор считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем — при последовательной работе — понимать связи комплекса признаков. В работах И.А. Хайдуровой и З.П. Плохий отмечается, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества растений. Е.Ф. Терентьева также указывает, что старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей, некоторые биоценотические взаимоотношения внутри лесного сообщества, луга, водоема, причины отлета птиц, связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных одновременно от ряда факторов. То есть у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы.

Как показывают наши опросы, современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Как отмечал Л.С. Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования — комплексы, псевдопонятия. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и должен быть, в частности, направлен процесс экологического обучения в детском саду.

Если в младшем возрасте среди мотивов обучения преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребенка, то в старшем при сохранении указанного мотива появляются новые: мотивы известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определенных условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова). К знаниям старших детей предъявляются новые требования (относительная обобщенность, системность, которая выражается в необходимости освоить существование связи в области общественной жизни и явлений природы; обобщения типа: дикие и домашние животные, перелетные птицы; объединение предметов и явлений на основе существенных признаков, связей). С 5 лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей.

Таким образом, в 5-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень. С точки зрения экологического обучения это означает, что дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.

Как уже указывалось, для ребенка-дошкольника характерно целостное восприятие мира. Он еще не выделяет себя из окружающего и не знает, что принадлежит ему (психическое, субъективное), а что — нет (объекты природы). Это качество с возрастом теряется, поэтому особенно важно использовать его в целях экологического образования (принцип целостности отбора содержания, методики).

Еще одним важным с точки зрения экологического образования качеством ребенка является анимизм. Для дошкольников, как и для древних людей, характерно восприятие природных объектов «на равных». Они считают, что животные и растения могут «думать», «чувствовать», «общаться». Неодушевленные предметы наделяются ребенком сознанием и жизнью. По мнению ребенка, они неравнодушны к людям, подчиняются их желаниям (впервые существование анимизма было доказано швейцарским психологом Ж. Пиаже). Отсюда — благоприятные условия для формирования восприятия объектов природы как живых организмов, сопереживания, сочувствия, эмпатии, перевоплощения, что отражается, в первую очередь, в методике экологического образования. В то же время, по представлению дошкольника, человек (точнее, ребенок) — это центр всего мира (эгоцентризм по Ж. Пиаже). Поэтому дети считают, что все объекты природы, все явления существуют для человека, создают нам счастливую и удобную жизнь. Однако этот подход не означает, что ребенок не может сочувствовать какому-либо живому существу. Как справедливо отмечает Н.Ф. Виноградова, если целенаправленно работать с ребенком, он обнаруживает такую способность. Наши исследования, в частности, апробация многих игр-перевоплощений, направленных на возникновение у ребенка эмпатии по отношению к животным, растениям, также подтверждают эту точку зрения. Можно также дополнить представления ребенка о возможности «управлять» предметами, объектами, информацией о том, как именно это нужно делать, чтобы сохранить окружающий мир.

Мир природы, объективный мир и мир субъективных, психических явлений для дошкольника не разделены непроходимой гранью. Эта особенность помогает сформировать у него новую систему ценностей (человек, ребенок — часть природы, все виды самоценны) и отражается в методике работы. Так, восприятие ребенком «на равных» животных и растений использовано нами в проектах «Письма животным» и «Наше дерево». Большую роль в экологическом образовании дошкольников играют также сказки и другие элементы фольклора. Особенностью детей этого возраста является эмоциональность, которая играет большую роль в восприятии природы, ее красоты. Для дошкольников характерен правополушарный тип деятельности, и только к 8-10 годам развивается левополушарный. Ребенок мыслит, прежде всего, образами, но от отдельных образов постепенно переходит к некоторым общим понятиям. С этих позиций большое значение приобретает регулярный контакт ребенка с природой.

Особенность дошкольной ступени проявляется и в ведущей для этого возраста деятельности — игре, что влияет на выбор методики и организацию работы в детском саду.

Сточки зрения физического развития старший дошкольный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных способностей детей, что значительно расширяет использование активных форм обучения (экскурсии, походы).

В старшем дошкольном возрасте происходит становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с природой, идет его социализация. Крайне важно учесть экологический аспект этого процесса, сформировать у ребенка основы экологически безопасного, грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков. Г.А. Ягодин отмечает, что «многие нормы поведения закладываются в человеке в самом раннем детстве. В этом возрасте формируются основные запреты, появляется благоговение перед другими формами жизни, постигается огромность и целостность природы, подавляются наследственные агрессивные инстинкты, закладываются понятия «можно» и «нельзя». Ребенок старшего дошкольного возраста охотно берет на себя обязанности «защитника». Такая позиция благоприятна для понимания необходимости охраны природы. Большое значение имеет и формирование у детей способности подчиняться определенным правилам. В то же время ребенок все еще не может сдерживать свои порывы, полностью управлять своими поступками. Именно эти черты могут меняться под влиянием воспитания, в том числе и экологического.

Исходя из вышеописанных психологических и физиологических особенностей дошкольников разного возраста, программа «Наш дом — природа» первоначально предназначалась для работы с детьми 5-7 лет и была рассчитана на 2 года обучения (каждый год дошкольники усваивали материал пяти блоков). Однако в процессе ее реализации методические рекомендации и содержание блоков были адаптированы на возраст дошкольников младшей и средней групп (начиная с 2-3 лет). Дети средней группы в течение года знакомились с разными компонентами природы, причем педагоги выборочно использовали темы всех блоков программы. Опыт показал, что при таком подходе у дошкольников повышается интерес к занятиям по программе в последующие годы, быстрее формируются навыки экологически грамотного поведения, лучше закрепляются знания, активнее развивается познавательный интерес. С детьми младшего возраста работа строилась несколько иначе. Малыши должны, прежде всего, наблюдать за привлекательными объектами, за ярко выраженными изменениями природы. Поэтому в основу работы по блокам программы были положены сезонные изменения в природе. При этом основное внимание уделялось блокам, которые знакомят дошкольников с различными компонентами природы. Например, блоки «Воздух-невидимка», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко», «Волшебница вода» и другие изучались в сравнительном плане и осенью, и зимой, и весной, и летом (осенью и весной дошкольники наблюдали за дождем, зимой — за снегом и льдом). При этом воспитатель обращал внимание малышей на самые элементарные взаимосвязи: птички пьют воду, дождик поливает растения, снег тает и превращается в ручейки и т.п. Для работы с детьми использовались в основном подвижные игры (например, имитация повадок животных, природных явлений), наблюдения, рассматривание ярких крупных иллюстраций, проведение элементарных опытов, прослушивание детских песен, чтение сказок, стихов.

Таким образом, отличие дошкольной ступени системы непрерывного экологического образования от других ступеней определяется психофизиологическими характеристиками детей, особенностями их восприятия и освоения окружающего мира, что и учитывалось при составлении программы «Наш дом — природа» и методических рекомендаций к ней. При этом экологическое образование дошкольников рассматривалось как самоценная ступень системы непрерывного экологического образования, что соответствует теории А.В. Запорожца об амплификации дошкольного детства как самоценного периода развития личности. Оно способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка в целом, готовности (а не подготовки) его к школе.

«Возрастные особенности детей часть 1», Семинар для учителей воск. школы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector