Социокультурное проектирование – это своеобразная разработка, воображающая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой содержится в выявлении причин и анализе проблем их происхождения, выработке задач и целей, характеризующих желаемое состояние объекта (либо сферы проектной деятельности), разработке средств и путей успехи поставленных целей.
К числу ведущих правил социокультурного проектирования относятся:
1. Принцип «критического порога модификации»
Суть проектирования содержится не в твёрдом управлении культурными процессами либо развитии культуры в смысле отрасли, инфраструктуры, но в помощи самоорганизующейся социально-культурной среды, для которой культура имеется имманентный, универсальный и пронизывающий ее компонент.
Этот принцип свидетельствует предоставление субъектам социально-культурной жизни большой организационно-правовой самостоятельности, отказ от идеи насильственного преобразования, ведущей к разрушению – человека, природы, мира, но основное – создание условий для самоорганизации и саморазвития субъекта социокультурной судьбе.
2. Принцип оптимизации “территории ближайшего развития” личности – социокультурной среды ее обитания.
Социально-культурная среда – вся совокупность социальных и условий и духовных факторов, конкретно окружающих человека в ходе его жизнедеятельности. Она есть основополагающим причиной, определяющим человеческие сокровища, нормы, совершенства и т.д. (наровне с семейно-бытовой и общеидеологической воздухом общества).
3. Принцип персонифицированности результатов и процесса социокультурного проектирования.
Персонифицированность (соотносящийся с конкретным человеком, с конкретными людьми) – это ценностная причастность автора программы (и субъекта культурной политики) к разбираемым и проектируемым процессам – восприятие себя как органичной части целого культурного мира, идентификация с ним – с его эйфориями, болями, проблемами.
На уровне регионального проектирования этот принцип возможно реализован при помощи разработки и программ и реализации проектов, пропагандирующих деятелей культуры, живших в прошлом в данной местности, популяризирующих сейчас живущих людей, внесших вклад и определяющих самобытность территории.
4. Принцип оптимальной ориентации на изменение и сохранение (т.е. соразмерности классических и инновационных процессов и механизмов культурной динамики).
Оптимизация культурной жизни, и особенно на региональном уровне, предполагает востребованность историко-культурных сокровищ, включенность их в контекст современных культурных процессов.
Преобладающей будет ориентация на сохранение (сокровищ, традиций, форм жизнедеятельности и т.д.), т.е. на воспроизводство культуры как целостной и органичной совокупности, включающей на равных прошлое, будущее и настоящее. В контексте социокультурного проектирования самоё продуктивное мировоззрение – консервативное, традиционно ориентированное.
На данный момент в разных сферах культуры накоплен большой модернизационный потенциал. Данный потенциал возможно использован во благо развития культуры, личности, общества, но лишь в том случае, если будет соответствовать специфике отечественной культуры, в случае если его внедрению будет предшествовать этап освоения собственного обретения и культурного наследия национально-культурной идентичности.
5. Принцип проблемно-целевой ориентации –ведущий технологический принцип социокультурного проектирования.
Его реализация предполагает в первую очередь целевую ориентацию программ на решение разного рода неприятностей, носителями которых есть личность, социальная несколько, определенная территория либо регион, общество в целом.
На разных стадиях проектирования этот принцип воплощается в виде анализа главных неприятностей; поиска нестандартных путей и способов их решения; просчета нужных изыскания и ресурсов источников финансирования; вовлечения в процесс реализации проекта всех заинтересованных субъектов социокультурной судьбе.
Особенности проектирования фреонопроводов прецизионных кондиционеров