Основные идеи и принципы эволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания

Эволюционизм – (лат. evolution – развертывание) методологический поддвижение, в рамках которого культура, социальная организация, мышление человека рассматриваются как формы адаптации к окружающей природной и социокультурной среде, наряду с этим акцент делается на изучении развития этих форм, обнаружении его стадий и на данной базе выведении его закономерностей. В основании эволюционизма лежит мысль единства людской рода и единообразия развития культур, обществ. Хороший эволюционизм в целом оперирует однолинейными моделями развития, которое представляется как униформное перемещение от несложного к сложному, от несовершенного к совершенному при помощи прохождения однообразных для различных населений украины. Соответственно, классики эволюционного подхода были приверженцами правил социального и культурного монизма, прогрессизма и исторического оптимизма.

Разглядим исследовательские процедуры и основные принципы эволюционного подхода:

Исходный принцип эволюционизма – принцип монокультурализма.В рамках эволюционисткой парадигмы культура рассматривается как совокупность форм адаптации людей, организованных в сообщества к природному окружению. Ключевойэволюционистской идеей есть мысль видового психологического единства человечества как предпосылки культурного единства. Эволюционисты исходят из представления о том, что психика человека однообразна всегда и повезде. Потому, что как раз психика обусловливает реакции человека на условия существования, то культура как форма адаптации человека к этим условиям едина. В эволюционистском контексте сходства культурных линия разъясняется подобием жизненных условий. Такое познание базируется на эволюционной модели Дарвина что посредством концепции естественного отбора придал объективный статус интерпретации трансформаций, происходящих при взаимодействии организмов с окружением.

Эволюционизм квалифицирует эволюцию как общий последовательный процесс необратимых трансформаций, протекающих в природе, обществе, культуре, который связан с дифференциацией и усложнением социокультурной судьбе. Эволюция человека, общества, культуры квалифицируется как процесс, обусловленный действием механизмов адаптации человека к окружению, имеющим как биологическую, так и культурную форму. Наряду с этим утверждается, что эволюция может осуществляться в рамках установившейся культуры либо общества либо вести к радикальным сдвигам. Хороший эволюционизм осознаёт эволюцию, в первую очередь как эволюцию видов – элементов либо форм культуры. Одной из главных для хорошего эволюционизма есть мысль общества развития и стадиальности культуры, осознаваемой как процесс усовершенствования видов либо элементов культуры. Хорошей считается стадиальная модель: «дикость — варварство — цивилизация», — как необходимая, закономерная для всех культур. Реконструкция процесса социокультурной эволюции осуществляется при помощи сравнительного способа как адекватного средства, спомощью которого возможно заполнить пробелы эволюции культуры.

Хороший эволюционизм содержит идею прогрессивного развития культуры, осознаваемого как процесс усовершенствования видов либо элементов культуры, как перемещение от низшего к высшему, от нехорошего к лучшему. Эволюционизмом допускаются возможности ретрогрессии либо статики, но согласится доминирование эволюции над инволюцией. В его рамках бытует кроме этого представление о развитии как дифференциации и усложнении – расслоении исходного нерасчлененного элемента. Эволюционизм неотделим от представления о наличии объективных параметров для сравнения культур по степени сложности и по уровню развития. Среди этих параметров: технологическая оснащенность, энергетический потенциал, состояние агрикультуры, формы религии, типы социальной и политической организации и др. Еще одно серьёзное положение эволюционизма – ускорение социокультурного развития. Эволюционисты считают, что на ранних стадиях прогрессивные трансформации осуществлялись очень медлительно. С течением времени темп трансформаций увеличивается. Общества отличаются мерой собственных возможностей к продолжению развития. Главным препятствием развития, в видении представителей эволюционистской парадигмы, есть жесткость внутренней организации социума, которая может помешать заимствованию либо выработке новых адаптационных приспособлений. Общество с более несложной организацией возможно более расположено к формированию, чем общество со сложной, но твёрдой структурой.

В рамках эволюционизма бытует представление о том, что социальные и культурные университеты, созданные различными народами развиваются одинаково, последовательно сменяя друг друга. История рассматривается эволюционистами как последовательный и постоянный процесс, стадии которого не возникают случайно, но развиваются из прошлых стадий. Так, эволюционизм базируется на идее детерминизма — общей объективной законопричинной обусловленности и мерности явлений общества, культуры, отражаемой в законах. Однако, эволюционизм не приемлет твёрдого детерминизма – в его рамках бытует, к примеру, представление о том, что кое-какие конкретные сообщества смогут в собственном развитии пропускать кое-какие стадии. Для того чтобы рода исключение из правил содействовало сохранению эволюционной модели при наличии фактов, каковые в нее не вписывались. Кроме этого, в анализе таких фактов употреблялось понятие «пережитки», посредством которого концептуализировались кое-какие явления культуры, разглядываемые как рудименты, оставшиеся от прошлых стадий. Заслуга эволюционистов – развенчание концепции «деградационизма», в соответствии с которому динамика культуры имеется регрессия от «золотого века»; и концепции истории как череды неповторимых событий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности.

В качестве детерминант культурной и социальной эволюции, эволюционизм определяет: новые идеи (идеологический детерминизм), великих людей (антропологический детерминизм), расы (расовый детерминизм), экономику (экономический детерминизм) и др.

В русле эволюционизма сложились три типа эволюционных концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции позиционирует эволюцию как униформное куль и развитие обществатуры, осуществляемое при помощи прохождения тех либо иных однообразных для различных населений украины. Концепция универсальной эволюции базируется на представлении, в соответствии с которому на высоком уровне обобщения, предполагающем отвлечение от деталей и частностей куль и развитие обществатуры человечества универсально и прогрессивно. Концепция многолинейной эволюции основана на представлении о возможности множества равноценных дорог социокультурного развития. Приверженцы данной позиции не стремятся к установлению неспециализированных законов эволюции. Они ограничиваются изучением отдельных регионов и построением эмпирических обобщений довольно наблюдаемых параллелизмов и исторических повторов. Соответственно, эволюция не рассматривается как однолинейный процесс, а социальный и культурный прогресс представляется как расходящиеся, дробящиеся множественные процессы. Основной тезис, на что опирается концепции многолинейной эволюции: общества, находящиеся в различных условиях, развиваются по-различному.

Одним из эвристически полезных эволюционистских понятий есть понятие «дифференциальная эволюция». Это понятие употребляется для обозначения для того чтобы явления как неодновременность – асинхронность развития различных социальных общностей. В соответствии с эволюционистской картине мира, в каждый этот период времени состояние человечества возможно представить как совокупность обществ, находящихся на различных ступенях эволюции и развивающихся с различной скоростью.

Цель эволюционистского подхода – изучение развития культуры, социальной организации, мышления человека как форм адаптации человека к окружающей среде, обнаружение его стадий и на данной базе определение его закономерностей, для того, чтобы получить знание, которое может оказать помощь совершенствованию социальной организации.

Главные исследовательские процедуры.

а) Потому, что в рамках эволюционизма эволюция рассматривается, прежде всего, как эволюция видов – элементов культуры, социальных университетов, то ответственной процедурой эволюционистского способа есть процедура классификация культурных и социальных явлений по видам и их размещение эволюционными последовательностями — от более несложных к более сложным.

б) Потому, что в рамках эволюционизма эволюция имеется кроме этого стадиальный процесс, осознаваемой как процесс усовершенствования видов — элементов культуры, социальных университетов, то еще одной методологической процедурой есть реконструкция стадий развития тех либо иных элементов культуры, безотносительно к их принадлежности к той либо другой этнической, локальной и т.п. культуре.

Так, главной задачей исследователя – эволюциониста считается реконструкция процесса социокультурной эволюции. Но восстановление генезиса культуры, социальной организации в его очевидности проблематично. Большую помощь в этом вопросе давала концепция дифференциальной эволюции, в соответствии с которой современные примитивные общества возможно приравнять к ранним стадиям современных сложных продвинутых обществ. Но, разумеется, что полное отождествление древних обществ с современными примитивными некорректно.

Специфика современного эволюционизма либо неоэволюционизма определяется новым толкованием эволюции как необратимых трансформаций в культуре, которые связаны с организационным усложнением социокультурной судьбе. Неоэволюционизм смыкается с теорией самоорганизации, синергетикой (см. гл. III, XV).

Главным понятием, около которого выстраивается неоэволюционистский дискурс, есть понятие «культурная единица». В качестве «культурных единиц» в неоэволюционизме фигурируют такие объекты эволюционного анализа как этносы, социокультурные группы, региональные, локальные культуры и т.д. «Культурная единица» в любой ее конкретизации рассматривается как экосоциокультурная совокупность. Так, изюминкой неоэволюционизма есть его апелляция к теории совокупностей. Развитие экосоциокультурной совокупности представляется как следствие сотрудничества трех систем: экологической, социальной и культурной. Ключевую роль в этом ходе играюсь позитивные и негативные обратные связи. Одной из изюминок неоэволюционизма есть рвение примирить идеи культурного прогрессизма и культурного релятивизма. Это примирение осуществляется за счет введения понятий «общая и» специфическая «эволюция ». «Своеобразная эволюция» – осуществляется в следствии приспособления той либо другой социальной общности к конкретным условиям. «Неспециализированная эволюция» – последовательность обширно распространяющихся в следствии обмена адаптационных культурных форм. Понятия «общая и» специфическая «эволюция »коррелируют с понятиями «макроэволюция» и «микроэволюция».

Большой раздел неоэволюционизма – теория модернизации. Под модернизацией понимается переход от классического аграрного общества к современному индустриальному. В рамках теории модернизации принято выделять разные типы модернизации: автохтонный, вторичный, догоняющий, точечный, анклавный и.т.д. Основная неприятность – неприятность адаптации классических обществ к модернизационным трансформациям, неприятность сохранения традиции и шире культурной самобытности на фоне модернизации. Один из дорог ответа данной неприятности – консервация и модернизация технологий классических сокровищ.

Наиболее значимым доводом против хорошего эволюционизма есть мысль «пределов роста». Под «пределами роста» понимаются пределы человеческого развития, обусловленные ограниченностью людских возможностей и внешними территориальными, ресурсными и т.д. ограничениями. Концепция «пределов роста» начинается интернациональным научно-аналитическим сообществом ученых, именуемым Римским клубом (основан в 1968 г.). Участниками этого клуба было положено начало изучения «мировых проблем». Организатор Римского клуба итальянский экономист, публичный деятель Аурелио Печчеи (1908-1984 гг. ) выдвинул идею, в соответствии с которой наука и техника развиваются столь быстро и губительно для природы, что им нужно положить определенные и разумные «пределы роста». Печчеи заявил, что судьбы всей экосистемы Почвы зависят от принятия людьми «нового гуманизма», основными правилами которого являются любовь к справедливости, нетерпимость к насилию и принадлежность к единому человечеству. Основной целью современного общества, в видении приверженцев идеологии «пределов роста» есть не безудержный прогресс, но бытие в согласии с природой и самим собой, и сохранение культурного наследия.

А 2.5 Механицистская научная картина мира — Философия науки для аспирантов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector