Форум императора трояна

не меньше большими были успехи римских мастеров, каковые создали в I—II столетиях превосходные архитектурные памятники, призванные выделить величие вечного города, столицы мира. К числу таких сооружении прежде всего относились площади императорского Рима.

Симметричная планировка отличает их от республиканского форума с его красивой композицией. Форум эры Империи воображал собой продолговатую, окруженную портиками площадь, в глубине которой стоял продолговатый храм. Любой новый император пристраивал собственный форум к уже существующим, стремясь превзойти их богатством и пышностью. Огромное количество медных и мраморных статуй стояло на площадях: в четвертом веке их число достигло десяти тысяч, а два века спустя автор Кассиодор сказал: «Думается, что в стенках Рима живет еше второй народ, складывающийся из статуй».

Среди площадей императорского Рима собственными грандиозными размерами выделялся форум императора Траяна, выстроенный в 109-113 годах одним из величайших архитекторов Рима Аполлодором. Форум занимал прямоугольную площадь (116х95 м). В центре площади возвышалась конная статуя Траяна, отлитая из латуни и покрытая позолотой. С трех сторон форум окружали портики, между колоннами которых находились статуи известных ораторов и полководцев. С четвертой стороны пребывало величественное строение базилики. За ней размешались две библиотеки с латинскими и греческими исходниками, колонна Траяна и храм, посвященный императору. Целый архитектурный ансамбль расположен по одной оси. Его планировка отличается исключительной законченностью и смелостью замысла. Римский историк Аммиан Марцеллин утверждал, что это сооружение — единственное в целом мире и хорошее удивления всевышних.

Среди монументов форума, очень сильно пострадавших от времени, целой сохранилась тольки колонна Траяна, обычный для Рима монумент, прославляющий императора.

Тридцатиметровая колонна, которую венчает дорическая капитель, сложена из семнадцати барабанов каррарского мрамора. Ее основанием помогает мраморный куб высотой в 5,5 м в колонны проходит винтовая лестница из 100 восьмидесяти пяти мраморных ступеней. На вершине колонны первоначально был орел, а по окончании смерти Траяна в том месте установили медную статую императора, которая погибла в эру средневековья (в XVI в ее заменила статуя св. Петра, покровителя города Рима). Неспециализированная высота колонны совместно со статуей образовывает 30 м Колонна Траяна должна была показать большой размах работ, совершённых при постройке форума. Для этого был срезан угол бугра Квиринала, и строители вывезли 850 тысяч кубических метров почвы. В надписи на медной двери колонны говорилось, что монумент воздвигнут «для оповещения, какой высоты гора была снесена и место для таких сооружении расчищено». По свидетельству римских историков, в пьедестал колонны была помещена золотая урна с прахом Траяна.

Величественный монумент прославлял и армейские победы императора, одержанные им в походах против племен даков, каковые жили по течению реки Дунай. От пьедестала до канители колонна облицована плитами паросского мрамора, на которых спиральной лентой идут барельефы.

С исторической последовательностью изображены на двухсотметровой ленте все главные события походов Траяна: постройка моста через Дунай, переправа армий, столкновение с лаками и суицид их предводителя, охваченные пожаром дакийскне поселения, шествие побежденных и триумфальное возвращение Траяна в Рим. Эти сцены являются драгоценным источником, говорящим об эре, армейском деле, костюмах.

Изображения подчеркивают мошь римскою войска. Один из эпизодов воображает осаду дакамн римских крепостей. За высокой стеной, сложенной из каменных блоков, стоят римские легионеры и шлемах и с продолговатыми щитами. Их ритмически повторяющиеся фигуры создают чувство монолитного единства солдат. Внизу хаотичная масса людей даков бесполезно пробует овладеть упрочнением. И римские и нападающие солдаты даны в однообразном масштабе, в рельефе нет глубины, и практически не изображается пространство. Исходя из этого думается, что римляне как будто бы обрушивают с высоты собственные удары на головы неприятелей. Скульпторы подчеркивают плоскостность изображения и строят рельеф на ясности разнообразном ритме линии контуров. Такая условность художественного языка соответствует эпически спокойному характеру повествования, избранного создателями рельефа. Издали рельеф, украшающий колонну Траяна, создаёт чувство орнаментального узора. В сценах рельефа — 2500 разнообразных фигур. Между ними были искусно запрятаны окна, помогавшие для освещения лестницы, проходящей в колонны. Во всех наиболее значимых эпизодах войны скульпторы выделили выдающуюся роль Траяна: изображение императора повторяется девяносто раз. Рельеф колонны Траяна воображает неповторимый монумент римской скульптуры. Пантеон императора Адриана

С именем архитектора Аполлодора, создавшего форум Траяна, связан, как думают кое-какие ученые, и второй выдающийся пример римского зодчества — Пантеон императора Адриана, выстроенный в 120-125 годах. Его наименование обозначает в переводе с греческою «храм всех всевышних». Пантеон — круглое в плане строение, перекрытое куполом. В нем проявились художественная выразительность и техническое мастерство римской архитектуры. Сооружение купола было наибольшим достижением древнего инженерного мастерства.

Круглая стенки строения толщиной в 6,2 м стоит на массивном фундаменте, она выполнена в кирпично-цементной технике. В стенки покинуты пустоты для облегчения ее веса. Восемь массивных опор пилонов, соединенных между собой строго продуманной совокупностью кирпичных арок, поддерживают купол. Он, как и стенки, сложен из горизонтальных слоев бетона.

Для прочности конструкции купола наружная стенки возведена на один ярус выше внутренней, на которую опирается купол. Массив стенки как снаружи, так и в строения искусно скрыт плитами облицовки. Наружная часть строения была покрыта белой штукатуркой, а купол — позолоченной латунью.

Композиция Пантеона страно несложна. Строгий портик с колоннами, высеченными из монолитных глыб красного гранита, украшает его фасад. Колоннада портика отличается монументальным величием.

Высота строения достигает 42,7 м, а диаметр грандиозного купола образовывает 43.2 м. В Пантеоне цементный пол облицован сверху мраморными плитами, а стенки поделена на два яруса: нижний украшают лоджии с коринфскими колоннами и глубокие ниши, где в древности находились статуи, верхний был расчленен пилястрами из драгоценного цветного мрамора, каковые в восемнадцатом веке были заменены современными украшениями.

С непревзойденным совершенством решил мастер проблему внутреннего пространства в в Пантеоне. Оно поражает необычайной гармонической красотой и цельностью. Эти качества достигнуты благодаря ясной логике архитектурного плана и замечательно отысканной соразмерности пропорций.

Диаметр строения равен его высоте, а высота стенки, несущей купол, образовывает половину высоты Пантеона. Купол изнутри воображает правильную полусферу, он украшен пятью последовательностями кессонов. Этим архитектор достигает впечатления сравнительной легкости. Перспективно уменьшающиеся кессоны создают чувство неординарной единства и высоты внутреннего пространства. Через девятиметровое отверстие в центре купола в храм льется поток света. Вплоть до конца XIX века купол оставался непревзойденным по собственной величине, а сам Пантеон в течение столетий являлся образцом строения, перекрытого куполом.

История Римской империи и III веке

В портретном мастерстве второй половины II века, как и в философии этого времени, находит необычное выражение конфликт между обществом и личностью, порожденный глубоким экономическим и социальнополитическим кризисом, в который вступает Римская империя в это время.

форум траяна new

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector