Средства художественной выразительности

Виды тропов Примеры
Эпитет (гр., буквально «приложенное») – образное художественное определение предмета, дающее ему яркую, выразительную характеристику Слово «музыка» имеет 280 эпитетов: божественная, легкая, ликующая, зажигательная, задумчивая, задорная….
Метафора (гр. «перенос») — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Подошва горы, зерно истины, язык пламени, вышит звездами небосвод. улыбка природы
Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом или его отрывком «Парус» Лермонтова, «Огоньки» Короленко
Олицетворение – разновидность метафоры, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами. Содрогаясь от мук, пробежала над морем зарница.
Сравнение – троп, близкий к метафоре. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение может представлять из себя сравнительный оборот, сложноподчиненное предложение с придаточными сравнительными или сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа ( ползет улиткой), сравнительной степени наречия или прилагательного. Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:
  • Развернутое, разветвленное сравнение – образ, в котором основное . исходное сравнение конкретизируется рядом других:
  • Развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так:

Отрицательное сравнение (психологический параллелизм) – явления не сопоставляются, а противопоставляются.

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной ( И.Бунин) Земля нежнее пуха лежала перед ним. Звезды вышли на небо. Тысячамилюбопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь. Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так ланьтрепетная срывается с места. Еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность. Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли многострунна (А.Толстой)
Метонимия – перенос наименований по смежности: обозначаемый предмет наделяется свойствами другого, с которым он тесно связан. Наиболее употребительны случаи переноса: · С человека на его какие-либо внешние признаки · С учреждения на его обитателей · Имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру) — Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке. Весь пансион признавал превосходство Писарева. Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского…
Синекдоха – особая разновидность метонимия,состоящий в перенесении значений с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними. Синекдоха – выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи: · Часть явления называется в значении целого · Целое в значении части · Единственное число в значении общего или даже всеобщего · Замена числа множеством: · Замена родового понятия видовым и наоборот А в двери – бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский) Василий Теркин в поединке с фашистами говорит: — Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ? И гордый внук славян, и финн… (А.С.Пушкин) Мильоны вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы… (А,Блок) Бьем грошом/ Очень хорошо! (В.Маяковский)
Гипербола – образное выражение, основанное на преувеличении. Употребляется в целях усиления художественного впечатления. Снег валил с неба пудами. Сто лет не виделись.
Литота – образное выражение, противоположное гиперболе., преуменьшение величины или значимости признака, явления, события Дни стали короче воробьиного носа.
Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова. Петербург – город Петра, город на Неве. У С.Есенина месяц – «всадник унылый», мельница – «бревенчатая птица с крылом единственным»
Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий. Предметов, явлений Пушкин – это чудо.
Ирония – употребление слова в противоположном основному значении. Ирония постоянно используется и в обыденной речи, и в речи художественной. О хилом, тщедушном человеке мы можем сказать «настоящий Геркулес», о глупом, тупом «наш Ломоносов». В басне Крылова к ослу обращаются в вопросом: «Откуда , умная, бредешь ты. голова?»
Реминисценция– скрытая цитация. Начало пушкинского «Евгения Онегина» — реминисценция из басни Крылова: «Осел был самых честных правил»
Стилистические фигуры речи
Анафора(греч. «вновь» «несущий») или единоначатие – изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. ( М Лермонтов) Раскройте вы книгу мою, Раскрыльте ее для полета! Развяжите ей жесткие крылья, Разглядите ее как звезду… (М Луконин)
Эпифора ( греч. «после» «несущий») – повторение слов или словосочетаний в конце строк. «Бедный родственник – всегда дальний родственник» (Б.Шоу) «Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно» ( Ф.Ларошфуко)
Параллелизм– это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Полный параллелизм: Стихи, которые писались легко, бывает трудно читать. Стихи, которые писались с трудом, бывает легко читать. (Р.Газматов) Неполный параллелизм: Тот, кто жил для вещей, — Все теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, — После смерти живет средь живых. (В.Шефнер)
1) Антитеза (греч.»противоположение») стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний в художественной речи. Встречаются разные типы антитезных конструкций: от простых (противопоставление пары антонимов) до сложных развернутых антитез. Средствами структурного противопоставления могут быть и противительные союзы, и интонация, или только интонация. Использование антитезы в тексте с особой силой действует на воображение читателя/ слушателя, позволяет автору более ярко, эмоционально и точно высказать свое отношение к описанному явлению. Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем. Из груди извлечет не речь, но стон; И не привет, упрек услышит он. Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душой. (М.Лермонтов)
Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представлений. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению. Грустное веселье продолжалось. Сладкая горечь воспоминаний. Горячий снег Живой труп.
Инверсия(лат. «перевертывание», «перестановка») – расположение слов в предложении в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усиления выразительности речи. С ужасом думала я, к чему все это приведет. (А.С.Пушкин) «Во всех странах железной дороги для передвижения служат, а у нас сверх того – для воровства» (Салтыков-Щедрин) Дополнение стоит перед сказуемым, логически акцентрируя два противопоставленных слова: для передвижения – для воровства
Градация (лат. «постепенное повышение) –расположение ряда слов(обычно синонимов, языковых или контекстуальных) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин) Два бешеных винта, два трепета земли. Два грозных грохота, две ярости, две бури. Сливали лопасти с блистанием лазури, Влекли меня вперед. Гремели и влекли. (Н.Заболоцкий)
Парцелляция– это особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности. Имейте ввиду: парцелляция – художественное средство только в том случае, если несет особую эстетическую нагрузку, если она не случайна, а обусловлена авторским замыслом. «Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог. (М.Эмис) «21 век должен стать чистым веком. Веком нравственной чистоты. Веком чистоты планеты. Веком чистоты космоса» (Н.Хаэри) Поэт внезапно встал. Побледнел.
Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Риторический вопрос используется в речи для усиления ее выразительности и эмоционального воздействия на читателя /слушателя. Риторическое восклицание — такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Где еще есть на земле, как у нас, В золоте реки, в рябинах озера? (А.Яшин) Да, так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно не любит (А.Блок)
Эллипсис (греч. «выпадение», «опущение») – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом. (пропущено: вышли) (М.Лермонтов)
Многосоюзие(полисиндетон)–намеренное использование повторяющихся союзов. Замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых союзами однородных членов предложения Бессоюзие(асиндетон)–намеренный пропуск соединительных союзов. Придает впечатление стремительности, быстрой смены картин. . И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя.
Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты. (Н.Некрасов)
Композиционный стык –это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь
Звуковые средства вырвзительности
Аллитерация (лат. «собуквие) – повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность По небу голубому Проехал грохот грома [ р р р ] (Звонкий дрожащий упругий [ р ] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона. Я вольный ветер, я вечно вею, [ в л’ в’ в’ в ] Волную волны, ласкаю ивы, [ в л в л л в ]
Ассонанс — повторение однородных гласных звуков Люблю березку русскую, [ у у у у у у ] То светлую, то грустную. [ у у у у у ] ( А Прокофьев) Настойчивое повторение звука [ у ] усиливает настроение легкой грусти, нежности.

Русский язык |Подготовка к ОГЭ 2017 | Средства речевой выразительности

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector