Эмпиризм:
Ф.Бэкон – его родоначальник вэпоху Нового времени, приверженец номиналистического материализма, представитель деизма, теории двойственности истины.
Т.Гоббс — систематизатор и продолжатель учения Ф.Бэкона, приверженец номиналистического материализма, деизма, представитель механицизма в понимании природы, человека, общества, создал законченную совокупность механистического материализма. Государство он осознавал как «неестественное тело», «механическое чудовище» («Левиафан»), появляющееся на базе публичного соглашения. Естественное состояние людей было предпосылкой контракта, в то время, когда люди жили разобщенно и были в состоянии «войны всех против всех».
Рационализм:
Основоположник рационализма эры Нового времени – французский философ, математик Р. Декарт – приверженец деизма, дуализма, механицизма.
Последователи: голландский философ Б.Спиноза – приверженец монизма, субстанциального материализма, пантеизма, механистического детерминизма, немецкий философ и представитель метафизики и математик Г.Лейбниц – приверженец плюрализма, объективного идеализма, деизма, в его учении находятся элементы диалектики. Рационализм распался на две ветви — материалистический (Спиноза) и идеалистический (Лейбниц). Дуалистическое учение Р.Декарта занимает в этом отношении особенное место.
Сенсуализм:
В Новое время разделился на две ветви – материалистическую (Д.Локк) и субъективно-идеалистическую (Д.Беркли и Д.Юм).
Д.Локк – приверженец материализма, деизма, либерализма в политике, представитель теории естественного права и публичного контракта, приверженец идеи разделения правительства на законодательную, аккуратную, судебную и федеративную (внешнеполитическую) власть.
Д.Беркли – приверженец теизма, в его взорах субъективный идеализм совмещался с идеями объективного идеализма, осуждал учение Д.Локка. Учению Д.Беркли свойствен солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной действительностью согласится лишь мыслящий субъект, а все другое объявляется существующим только в сознании индивида.
Д.Юм – приверженец субъективного идеализма,но в отличие от Д.Беркли, допускал возможность объективного существования мира, и агностицизма.
Философия XVIII в.: Просвещение
Термин «Просвещение» в первый раз был употреблен Ф.Вольтером и И.Гердером, и им обозначается большая эра в развитии философской мысли. В широком смысле Просвещение понимается как политическая идеология, культура и философия периода становления капиталистического общества, в которой обосновывается мысль необходимости самого широкого распространения в обществе передовых прогрессивных идей, образования. В узком смысле Просвещение рассматривается как философское направление эры Нового времени, идейно направленное против классической средневековой идеологии, культуры и философии.
Просвещение взяло распространение во многих государствах. В Англии его представителями были Д.Локк, Д.Толанд, А.Коллинз, Д.Гартли, Д.Пристли; в Соединенных Штатах – Б.Франклин, Т.Пейн, Т.Джефферсон; в Германии – Г.Лессинг, И.Кант, Г.Гегель, И.Гердер; в Российской Федерации – М.М.Ломоносов, А.Н.Радищев, П.С.Новиков, Я.П.Козельский. Одновременно с этим громаднейшее распространение просветительская идеология взяла во Франции. Самым броским проявлением французского Просвещения стала «Энциклопедия, либо Толковый словарь наук, ремёсел и искусств» в 17-ти томах. Ее редакторами и вдохновителями были Д.Дидро и Ж.д’Аламбер. В создании «Энциклопедии» деятельно принимали участие Ф.Вольтер, Ш.Кондильяк, К.А.Гельвеций, П.Гольбах, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо.
Наиболее значимые правила французского Просвещения:
— критика баз феодального общества, сословных привилегий, политического насилия;
— неприятие религиозной (клерикальной) идеологии, схоластики, фанатизма и нетерпимости; мракобесие и невежество рассматривались как главные обстоятельства всех людских бедствий;
— нужно устранение диктата теологии, секуляризация культуры, мышления, публичных взаимоотношений;
— мысль необходимости обоснования рационального мировоззрения, потому, что разум должен быть высшей инстанцией в ответе любых неприятностей;
— вера в неограниченные возможности разума в преобразовании всех жизни человека и общественных отношений, в будущее «царство разума»;
— для самых широких слоев населения нужно приобщение к знанию и культуре;
— свободомыслие и антидогматизм как нужное условие развития человека;
— материализм в понимании природы и идеализм – общества;
— исторический оптимизм, т.е. вера в общества и прогресс науки (кроме Ж.-Ж.Руссо);
— концепция «естественного порядка» — социальные отношения должны быть приведены в соответствие с «естественной» неизменной природой человека;
— телеологизм — мысль существования неспециализированных целей исторического развития всего человечества (Ф.Вольтер в первый раз применял понятие «философия истории»);
— гедонистическая и утилитаристская этика;
— политический радикализм в отношении ветхого, «неразумного» общества.
Распространенными воззрениями на природу были механистический материализм, на ее познание — материалистический сенсуализм (Д.Дидро, Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций).
По вопросу о Всевышнем выделялись приверженцы деизма (Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо) и атеизма, всецело отвергавшие идею креационизма всредневековой философии (Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро). В рамках деизма появилось две концепции религии:
— Ф.Вольтер: концепция «естественной (национальной) религии» – не религиозная, а философская (рациональная) вера в Всевышнего нужна: религия нужна для контроля над народными весами, сохранения порядка в обществе и поддержания публичной нравственности;
— Ж.-Ж.Руссо: концепция «гражданской религии» – религия обязана усиливать авторитет морально-правовых норм в разумно организованном обществе, атеисты – «нехорошие граждане».
По социально-политическим воззрениям выделялись приверженцы республиканской формы правления (Ж.-Ж.Руссо), «просвещенного абсолютизма» (Ф.Вольтер, Ж.Ламетри, К.Гельвеций), конституционной монархии (Ш.Монтескье, Д.Дидро).
Наука Ренесанса (рус.) Новая история.