Философия л. фейербаха

Философия Людвига Фейербаха(1804 – 1872) считается завершающим этапом германской хорошей философии, известный представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эры в германской и всемирный философии. Основное направление философии Фейербаха – критика немецкого хорошего идеализма и обоснование материализма. Само собой разумеется, материализм как направление философии появился задолго до Фейербаха (в Греции его представителями были Демокрит и Эпикур, в Англии Нового времени – Фрэнсис Бэкон и Джон Локк, во Франции – просветители-материалисты). Но указанные материалистические философские школы были, в основном, внутренним национальным явлением собственного времени и отличались непоследовательностью и несоответствиями, пребывали под сильным влиянием теологии, искали компромисс между существованием Бога и материалистическими идеями (формой аналогичного компромисса был, например, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, главными чертами которого были:

  • полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
  • попытка растолковать Всевышнего и религию с материалистической точки зрения, исходя из людской природы;
  • материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение человека окружающего и проблем мира;
  • громадный интерес к социально-политическим вопросам;
  • убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой немецким материализмом и классической философией XIX века, предтечей марксизма. Сформировавшаяся под громадным влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) стала женой национальные рамки Германии и стала общемировой философией, в особенности популярной в конце и середине XIX – первой половине ХХ вв. В ряде государств, отправившихся по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, кое-какие Африки и страны Азии), материалистическая философия (выросшая на базе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах отвергает мышления тождества и идею бытия, не признает наличия полной идеи – независимой субстанции и превопричины материального мира. Он логически обосновывает невозможность отчуждения (превращения) безотносительной идеи в материальный мир, потому что окружающий мир очевиден и осязаем, тогда как полная мысль являются только предположением разума, выдумкой Гегеля. В целом философию Гегеля Фейербах вычисляет неестественной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма.Сущность данной теории в том, что:

1) единственно существующими действительностями являются причеловек и рода, что есть частью природы;

2) человек будет главным интересом философии; он имеется единство материального и духовного, потому, что мысль существует не сама по себе, а имеется продукт сознания человека;

3) Всевышнего как отдельной и независимой действительности не существует; Всевышний – это плод воображения человека;

4) природа (материя) вечна и нескончаема, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), – это разные проявления материи.

Особенное место в философии Фейербаха занимает неприятность Всевышнего.В отличие от прошлых философов-материалистов, искавших компромисс между собственными материалистическими взорами и идей существования Всевышнего, – деистов и др., Фейербах выступает с атеистических позиций и тесно увязывает проблему Всевышнего с антропологией. Возможно выделить следующиеосновные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

1) Всевышнего как независимой действительности нет; Всевышний – это порождение сознания человека;

2) религия представляет собой глубоко созданную мифологически-фантастическую идеологию, не имеющую ничего общего с действительностью;

3) распространение религии произошло благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

4) корни религии кроются в эмоции бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; идея о Всевышнем – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его аффекты и страх;

5) Всевышний – это совершенный образ человека, созданный человеком, это то, чем желал бы себя видеть человек; Всевышний в конечном итоге не есть творцом, Он имеется творение человека, его разума, тогда как подлинный творец (а не творенье) – человек.

Кроме этого Л. Фейербахом были затронуты вопросы гносеологии. Фейербах был оппонентом И. Канта, что выдвинул теорию об ограниченных непознаваемости и разума познавательных способностях человека внутренней сущности вещей и явления окружающего мира. Напротив, в соответствии с Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума бесконечны. Но безграничность возможностей познания разума наступает не сходу, а начинается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научного прогресса. Сущность данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают потомки». Базу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в базе которых лежит объективная реальность и каковые осознаются разумом. Так, гносеология Фейербаха базируется на материалистических правилах при соуравнении и единении эмпирического и рационального подходов.

Социально-политические взглядыФейербаха были обусловлены его антропологической философией. Он считал, что человек – это неповторимое биологическое существо, наделенное волей, разумом, эмоциями, жаждами. Наряду с этим полнокровная реализация человеком собственного «Я» вероятно лишь вместе с «Ты» (другими словами вторыми людьми), т.е. человек может жить лишь в обществе. Базой связей между людьми в обществе, стержнем общества будет религия, которая, согласно его точке зрения, должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Всевышнего), а на иных правилах. Фейербах был уверен, что нужно отбросить классическую религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви в семьи как наиболее отвечающей природе человека, а смыслом жизни человека будет рвение к счастью.

2.17 Философия XIX века: Фейербах, марксизм — Философия для бакалавров

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector