Этика и психология речевого общения

Глава 3.1 ЭТИКА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

.

речь и Этика

Этика — это философское учение (объектом которого есть мораль), растолковывающее и обрисовывающее происхождение и природу нравственности, социальные функции и структуру этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные потребности людской судьбе.

Но имеется и второе значение этого слова, в частности «нормы поведения, мораль человека, какого-либо класса, публичной либо опытной группы» (Словарь русского. — М.: Русский язык, 1988. — Т. IV).

Помимо этого, часто употребляются (и ниже кроме этого будут использованы) термины «этикет», «речевой этикет». Под этикетом понимается установленный порядок поведения, форм обхождения. Из этого речевой этикет — это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.

Так, этикет есть по существу конкретизированным выражением положений этики общения.

В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII столетии при Петре I, в то время, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими странам и., Сейчас создавались особенные управления по этикету для парней, в них детально указывалось, как направляться вести себя в обществе. В 1717 г. была опубликована переводная книга «молодости честное зерцало, либо Показание к житейскому обхождению, собранное от различных авторов». В ней давались рекомендации молодым аристократам, как, выполняя этикет, добиться успеха при дворе и в свете.

Базы же современного служебного этикета практически были заложены «Главным регламентом» Петра I, где были заимствованы самые апробированные зарубежные этикетные нормы.

Потому, что изучение неприятностей этики может увести в глубины философского знания, изложение неспециализированных баз этики будет ограничиваться сферой общения.

нравственности и Категории морали непременно влияют (и иногда значительное) на темперамент речевой коммуникации. Наряду с этим большая часть философов сейчас не поддерживают идею существования какой-то одной, единственно верной теории морали. Неспециализированное понятие морали не может быть сведено ни к воле главного существа, ни к наследуемой свойству к самопожертвованию, ни к обслуживанию экономических и интересов отдельных социальных групп.

В отечественной литературе последних лет намерено подчеркивается, что не хватает осознавать мораль как форму публичного сознания либо особенный механизм регулирования поведения людей, что она есть особенным духовно-практическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые различные концепции морали при обращении к толкованию сокровищ судьбы оперируют неспециализированными понятиями добра и зла, совести и долга, справедливости, счастья и др.

К примеру, на начальной стадии перехода России к рыночным отношениям предпринимательство, так именуемое челночество, по большому счету резкое обогащение воспринималось отрицательно в определенной части общества. Потому, что все это не соответствовало годами насаждаемым моральным правилам.

В школе на уроках литературы при объяснении образа Чичикова кроме того элементы предпринимательства трактовались как проявление безнравственности, а гибкость его речи, умение руководить ею в зависимости от партнёра и обстоятельств по общению приравнивались к приспособленчеству.

Исходя из этого, в то время, когда в начале 90-х годов стали все чаще употребляться слова «челнок и» новый «русский», они имели оттенок некой безнравственности. Сейчас же к этому явлению действительности общество относится в полной мере терпимо.

Д. Ягер в книге «Рабочий этикет» пишет о том, как правила морали смогут учитываться в этике рабочий речи.

«В общении с бизнес-партнером ни при каких обстоятельствах не распространяйтесь о собственной личной жизни и не расспрашивайте о чужой — ни о домашних перипетиях, ни о здоровье кого-либо из родных. Как правило эти темы через чур щекотливы, дабы задавать вопросы либо говорить о них в учреждении либо в обстановке деловых переговоров. В случае если же как раз вам некстати задали вопрос о для того чтобы рода личных материях, культурно уклонитесь от ответа, сообщив: «Ну, тут об этом сказать не следует»; и не забывайте: на вашей совести лишь ваши ответы, а кто какие конкретно вопросы будет задавать — это его дело.

Ни при каких обстоятельствах не говорите в рабочей среде никаких щекотливых подробностей собственной интимной жизни, они имеют свойство всплывать и портить вам жизнь потом. В рабочий обстановке подобные темы полностью неуместны и считаются неприличными на протяжении любых служебных переговоров.

Будьте начеку с человеком, что информирует вам что-то возмутительное о себе: это возможно только метод вызвать вас на подобные же откровения из вашей собственной жизни. Скажем, некоторый сослуживец «развешивает» перед вами собственный нечистое белье, рассчитывая, что и вы ответите ему тем же — пикантными сведениями о вас самих. Не попадитесь на уловку . Пускай вы — человек, которому возможно доверять, вы не начнёте распространяться о личных делах сотрудника, но он-то может прямо пойти к главе, и.вы вылетите со работы еще прежде, чем успеете что-нибудь промямлить в собственный оправдание».

Экспертам социально-культурной сферы, сервиса, каковые по роду собственной деятельности постоянно находятся в речевом контакте с населением, направляться особенно пристально относиться к учету этических категорий. Так, общаясь с клиентом по делам компании, не рекомендуется поддерживать беседы о религии, политике, равноправии дам, и задавать вопросы о доходах клиента, его личной жизни, стоимости его коттеджа и т.п., в случае если, само собой разумеется, это не есть объектом предполагаемого сотрудничества (к примеру, оказание правовых одолжений населению, посредничество в продаже недвижимости и т.д.).

В случае если ваш клиент — мусульманин с Востока, считается неэтичным расспрашивать его о семье, здоровье жены, и передавать документы или сувениры левой рукой.

Умение выполнять этические нормы постоянно ценилось очень высоко в обществе. Знание норм этики, умение направляться им в поведении и в речи говорят о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение осуществлять контроль собственные эмоции, эмоции, руководить собственной волей и т.п.

К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия. К примеру, в случае если человеку сейчас не требуется общение, он обязан отыскать корректный

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ: ЧТО Нужно СКАЗАТЬ МУЖЧИНЕ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector