Тема 4. обучение речевому этикету

Литература (есть в библиотеке):

1. Методика обучения русскому языку и литературному чтению /Под ред. Т.И Зиновьевой. – М.: Юрайт, 2016.

2. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Академия, 2007.

Вопросы и задания

Задание 1. Изучить тему по вузовскому учебнику, подготовиться к опросу[8]

12. Значение обучения культуре общения.

13. Определите понятие «этикет».

14. Охарактеризуйте истоки становления этикета в России.

15. Определите понятие «речевой этикет»

16. Назовите языковые уровни проявления речевого этикета

17. Укажите функции речевого этикета

18. Перечислите тематические группы речевого этикета, укажите связанные с этими группами проблемы

19. Охарактеризуйте условия эффективного обучения речевому этикету.

Задание 2. Подготовьте выступление с презентацией[9]

Тема 1. Цель, задачи, основные направления обучения речевому этикету

Тема 2. Анализ современных УМК по русскому языку для обучения речевому этикету.

Задание 3. Спланировать, провести в студенческой аудитории фрагмент урока «Обучение речевому этикету»[10]

ПРИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ФРАГМЕНТОВ

Фрагмент 1.

1. Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.

— На прошлом уроке мы рассмотрели тему «Просьба». Сегодня урок посвящён тому, как важно уметь вежливо отказать в просьбе, если это необходимо. Чему именно мы будем учиться? (Мы будем учиться вежливо отказывать).

2. Беседа. Формирование представлений о вежливом отказе.

Очень часто бывает так, что нас просят о чём-то, но мы не можем или не хотим выполнить эту просьбу. В любом случае, нам придётся отказывать, и, независимо от нашего отношения к просящему и причины отказа, делать это нужно вежливо. Вспомните, почему, кому и как вы отказали в последний раз? Кто с нами поделится?

Двое учеников рассказывают о своей ситуации, отвечая на вопросы учителя.

— Что именно ты сказал (а) тому, кто тебя просил (а)? (Извини, но я не могу это сделать.) Что тебе ответили? (Очень жаль.) На тебя обиделись? (Нет.) Почему? (Я старался говорить вежливым тоном.) Судя по поднятым рукам, отказывать приходилось всем! Как надо отказывать? (Надо извиниться за отказ, надо говорить вежливым тоном, следует объяснить причину отказа.)

— Возьмите карточку №1 и прочитайте.

Сказали Волу:

— Уважаемый Вол! Отвези, пожалуйста, в школу стол.

— Ну, вот ещё, охота была! Найдите какого-нибудь Осла!

— Прозвучал ли отказ? (Да.) Повторите слова отказа. (Вот ещё, охота была.) Можно ли назвать этот отказ вежливым? Почему? (Нет извинения, тон грубый, нет объяснения причины.)

— Прочитаем текст №2.

Сказали Волу:

— Уважаемый Вол! Отвези, пожалуйста, в школу стол.

— Рад бы помочь, но ехать невмочь.

— Мне отдавили копыта, ферма сейчас закрыта.

— А этот отказ можно назвать вежливым? Почему? Назовите вежливые слова. (Вежливые слова: пожалуйста, рад бы помочь.)

3. Разыгрывание ситуаций.

— Вам предлагаются две ситуации. Первая: вас куда-то пригласили, но вы пойти не можете. Вторая: вас попросили что-то сделать, но вы не можете.

Дети работают в парах, ситуации по желанию разыгрываются и обсуждаются классом.

4. Анализ разыгранных ситуаций.

— Почему вы считаете, что дети отказывали вежливо? Докажите. (Дети употребляли вежливые слова и объясняли свой отказ.) Какие это были слова? («…огромное спасибо за приглашение, но»; «…мне очень приятно…, но»; «…огромное спасибо, но») Запишем эти слова в наш «Словарь вежливых слов» и не забудем добавить слово «…но…», так как мы всё же отказываем. Дома допишите слова, которые можно использовать при вежливом отказе.

5. Беседа об отказе на плохую просьбу.

— Всегда ли нужно очень вежливо отказывать? (Нет.) Почему? В каких ситуациях? (Иногда люди не просят, а грубо требуют. А иногда вежливо просят о плохом.) Как на такие просьбы нужно отвечать? (Надо отказывать твёрдо.) Да, действительно, есть такие просьбы, на которые отказывать нужно твёрдо, но не грубо. Не достаточно сказать: «Нет!», необходимо пояснить, что это плохая просьба. Вспомните, что в любой речевой ситуации участвуют не только слова, но и помощники слов. Какие это помощники? (Жесты, мимика, интонация). Какая интонация используется при категоричном отказе? (Резкая, прямая.) Какие слова нужно говорить в таких ситуациях? («…ни в коем случае…»; «…ни за что…»; «…никогда…»; «…не буду….»)

6. Подведение итогов.

— Давайте попробуем сделать вывод. Что должно быть в отказе, чтобы он был вежливым? (Вежливые слова-извинения, доброжелательный тон, объяснение причины отказа.)

7. Справка «Это интересно».

— Как вы думаете, можно ли жить, никогда не говоря слова отказа? А вот японцы так живут. Они не говорят слова отказа, избегают таких слов.

8. Рекомендации для самостоятельной работы.

— Вспомните, в каких произведениях художественной литературы описываются ситуации отказа. Подготовьтесь рассказать эти фрагменты. Название произведения и диалог: реплика просьбы, реплика отказа.

Фрагмент 2.

– Вспомните сказку «Три медведя». За что Машеньке пришлось просить прощения у медведей? (За то, что она без медведей хозяйничала). Послушайте извинения Машеньки, которые подготовили наши ученицы. Вам следует выбрать самое вежливое извинение.

(- Простите, Мишеньки, что я вошла в дом без спросу и хозяйничала без разрешения.

— Медведи, я заблудилась, устала, помогите мне домой вернуться.

— Мишеньки, я заблудилась и попала в ваш дом. Извините за беспорядок, я помогу всё убрать).

— Итак, какая ученица лучше играла роль Маши? (Лена.) Объясните, почему вы так считаете? (Лена улыбалась, говорила ласково, поклонилась, руку приложила к груди. Она сказала вежливо: «Мишеньки»).

#Речевой этикет и культура общения// Искусство беседы, запретные темы,

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector