Сокровище – это понятие, применяемое в социологии и философии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений. Учение о их природе и ценностях носит название аксиологии. Ценности личности образуют совокупность ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее очень значимыми. Эти ценностные ориентации и составляют деятельности личности и основу сознания.
Существуют разные параметры классификации сокровищ:
- в зависимости от последствий реализации и социального значения сокровища дробят на хорошие и отрицательные;
- по виду удовлетворяемых потребностей – на материальные и духовные;
- по принципу иерархичности – на ценности-средства и ценности-цели (инструментальные), выступающие как промежуточные сокровища, подчиненные высшим целям. Без сокровищ-средств неосуществима реализация сокровищ-целей. Но далеко не всякие средства оправдываются целями. Добропорядочные цели, достигнутые неоправданным насилием, будут опорочены, осквернены. Не просто так в этике и современной философии так остро поднялась неприятность ненасилия. Главными нравственными сокровищами этики и философии ненасилия являются: милосердие, терпимость, согласие, сочувствие, соучастие, противостоящие отрицательным сокровищам – насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.
В иерархии ценностных ориентации, детерминирующих поведение и деятельность человека, одно из ответственных мест человек отводит свободе. Свобода личности – это ее свойство поступать в соответствии со намерениями и своими желаниями. Условием свободы личности есть возможность выбирать ту либо иную цель, тот либо другой метод деятельности, то либо иное отношение к миру и ситуации, наряду с этим осознавая собственную ответственность за сделанный его последствия и выбор.
Особенным нюансом обычной судьбе человека (личности) в обществе есть наличие социальных норм. Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют крайне важное значение для общества:
- поддерживают порядок, равновесие в обществе;
- подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;
- оказывают помощь человеку приобщиться к судьбе общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются: нормы морали, нормы группы, коллектива, особые (нормы) и профессиональные нормы права.
Нормы морали регулируют самые общие варианты поведения людей. Они охватывают громадной круг публичных взаимоотношений, признаны всеми (либо большинством); механизмом обеспечения исполнения требований моральных норм есть сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.
Групповые нормы – особенные нормы, регулирующие поведение участников узких коллективов (ими смогут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).
Особые (опытные) нормы регламентируют поведение представителей тех либо иных профессий (к примеру, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особенные нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).
Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они устанавливаются особенными уполномоченными национальными органами, имеют общеобязательный темперамент, формально выяснены (четко сформулированы в письменной форме), регулируют четко определенный круг публичных взаимоотношений (а не публичные отношения по большому счету) и подкреплены принудительной силой страны (возможностью применения насилия, санкций со стороны особых национальных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).
Человек, вбирая в себя выработанные обществом нормативы, начинает быть независимым носителем нравственных правил, нравственных сокровищ. Принятые в том либо другом обществе нравственные правила, правила поведения, образцы и идеалы «должной» судьбе составляют в собственной совокупности совокупность нравственных сокровищ. Опираясь на такую совокупность, человек в состоянии давать выверенную нравственную оценку действиям и поступкам людей, давать самооценку собственного поведения.
Избранные личностью нравственные сокровища воплощаются в ценностной ориентации человека, которая направляет в самых разных обстановках поступки и помыслы человека.
Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию. Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его поступках и мыслях.
Выделяются две главные жизненные позиции:
- пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию событиям;
- активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над обстановкой.
Со своей стороны, конформистская жизненная позиция не редкость:
- авторитарно-конформистская (человек в собственном поведении ориентируется на взгляды и поведение какого-либо отдельного, весьма влиятельного и авторитетного человека, в большинстве случаев, начальника коллектива);
- групповая конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);
- публично-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению», такое поведение особенно было характерно гражданам тоталитарных стран).
Активная жизненная позиция кроме этого имеет собственные грани:
- активное, независимое поведение по отношению к вторым индивидам, но подчинение группе;
- подчинение нормам общества, но рвение лидировать в группе, коллективе;
- игнорирование публичных норм и активное рвение «отыскать себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
- непринятие норм общества, но рвение самостоятельно и посредством вторых поменять всю окружающую реальность.