Вступительная беседа

Ход урока

Организационный момент

Вступительная беседа

Языковые возможности графики очень велики. Подобно любому другому виду изобразительного искусства, она имеет свою специфику, свои законы.

Одной из языковых возможностей графики является силуэтное рисование.

В широком смысле «силуэт» — характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени. В узком смысле «силуэт» — вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов.

Слайд 2

Сегодня мы с вами рассмотрим технику силуэтной графики.

Что же такое силуэт???

СИЛУЭТ (фр. silhouette), форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом.

СИЛУЭТ — это разновидность графической техники. В этой технике исполнялись обычно профильные портреты и несложные композиции.

К середине 18в. распространилась мода на силуэты во Франции, где и возникло слово силуэт.

Слайд 3

Термин связан с именем французского министра финансов в 1759 Этьена де Силуэтта

Говорят, на Силуэтта была сделана карикатура в виде теневого профиля. Потом появились и другие портреты в профиль, вырезанные из черной бумаги; по причине их дешевизны и получили наименование «a la Silhouette». Так в середине XVIII века во Франции обрело новую жизнь искусство силуэта.

По другой версии, Этьен де Силуэтт сам не пропускал случая превратить каждый лист черной бумаги в профиль кого-то из близких: на досуге он любил вырезать портреты. И кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не гобеленами, не живописными росписями, а… тенями. Да, тенями. Делалось это чрезвычайно просто: Этьен подводил гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал черной краской. На светлом фоне отчетливо выступал силуэт фигуры. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своем роде «музей теней».

Слайд 4

Обычным способом изготовления силуэтов было вырезание их ножницами из черной бумаги, но уже в 1786 появилось промышленное производство. Силуэты помещали на гипсовых плитках, на слоновой кости, шелке, пергамене, игральных картах и фарфоре. Различные изделия из стекла иногда украшались силуэтами при помощи обратной техники, когда фон изображения покрывался воском, красками или листками золота и серебра.

Слайд 5

На данном слайде представлены игральные карты использована так же техника силуэтной графики.

Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.

Слайд 6

на слайде использование контурного рисунка в дизайне ткани.

Это искусство известно с древности в Китае, где оно сохранило свои традиции, Японии и других странах Азии.

Слайд 7,

Бём, Елизавета Меркурьевна (одна из моих любимых художниц)

Создала детские альбомы «Пословицы в силуэтах», «Поговорки и присказки в силуэтах», «Азбука». Иллюстрировала басни А. И. Крылова и «Записки охотника» И. С. Тургенева.

Слайд 8

Альбом Бём Е.М.

«Типы из «Записок охотника» И.С.Тургенева в силуэтах»

За свои труды художница получила несколько международных наград. Работы Елизаветы Меркурьевны участвовали в международных выставках — в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде получали медали. В Милане художница получила золотую медаль.

Слайд 9

Альбомы Бём Е.М. «Пословицы в силуэтах»

Происходила из старинного рода. Её предки, татары, носили фамилию Индигир, означавшую — «индийский петух». Грамотой, дарованной роду Иваном III, фамилия была изменена на Эндауровы.

Слайд 10

Зарисовки крестьянских детей

Елизавета Меркурьевна родилась в Санкт-Петербурге. С 1857 по 1864 гг. обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, окончив её с серебряной медалью.

Слайд 11

граф Ф. П. Толстой

За свою долгую жизнь Ф. П. Толстой сделал свыше 2 000 разнообразных работ:

В бытовых сценах покоряют незамысловатые сюжеты, теплота, с которой автор передает образы людей из народа.

Слайд 12

Георгий Нарбут. Иллюстрации к сказке

Г.Х.Андерсена «Соловей»

Слайд 13

Елизавета Кругликова

Слайд 14

Николай Ильин.

Иллюстрации жизни Пушкина А.С.

Слайд 15,16

Рассмотрим разновидности силуэтов

1)силуэт профиля Силуэтные портреты делаются обычно в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги.

2)малые силуэтные композиции

Слайд 17,

Силуэты мы встречаем не только на страницах книг, но ив повседневной жизни. Часто силуэты используют при изображении символов, эмблем.

Принцип силуэтов использован в египетской символике.

Слайд 18

Примеры логотипа.

Слайд 19

Использование силуэта в эмблеме. (эмблема – это часть логотипа)

Слайд 20

Примеры использования силуэта в повседневной жизни.

Слайд 21

Практическое задание :

Создать натюрморт в технике силуэтная графика.

Условия:

1)материалы: цветная пастельная бумага, чёрная гуашь, тонкая кисть для контура, толстая кисть для заполнения силуэта.

2)выполнить построение.

3)Разбить предметы натюрморта по тоновому отношению. Главные предметы, которые впереди должны быть ярче, т.е. самыми тёмными, чёрными. Предметы на втором плане должны быть на тон светлее, чтобы мы могли видеть форму. При этом у нас начнёт проявляться цвето-воздушная перспектива.

4) контур фигуры должен быть аккуратным, гладким, без шероховатостей.

Для этого нужно взять тонкую кисточку и аккуратно с нажимом провести по контуру, краска на кисточке при этом должна доходить до середины длины ворсинок. Консистенция краски в данном случае должна быть густой. (2 части краски, 1 часть воды).

5)заполнить контур сплошной чёрной заливкой. Размытий не должно быть. Краска должна лечь толстым слоем. (2:1). Чтобы получить цвет на тон или два светлее, необходими в разных пропорциях добавить белила.

Слайд 22

Прежде чем приступить к выполнению задания необходимо вспомнить что такое тон.

Посмотрите на цветную иллюстрацию и скажите: отличаются ли предметы один от другого? Почему мы их хорошо видим?

Т. к. они отличаются по цвету.

Слайд 23

А теперь рассмотрим чёрно-белую фотографию.

Почему все предметы на черно-белой фотографии чётко видны? Они ведь не цветные.

Одни предметы темнее или светлее других, находящихся рядом.

Для нехудожника это не имеет значения, но человеку, желающему научиться рисовать, необходимо знать, что предметы мы видим не только потому, что они цветные, а ещё и потому, что они отличаются по тону. Если бы все предметы были одинаковые по тону, то можно себе представить какая серая картинка могла бы получиться.

Слайд 24

Одной из основных характеристик тона является его насыщенность. (На доске появляется слово НАСЫЩЕННОСТЬ). Насыщенность тона зависит от количества белого и чёрного цвета, смешиваемых, в разных пропорциях, между собой. Этот цвет мы называем — серый.

Тон одного и того же предмета может быть темнее и светлее, в зависимости от освещения.

Слайд 25, 26

Любой объект можно превратить в превосходный силуэт людей, лодки, деревья, здания, статуи, башни, электрические фонари, мосты, ветряные мельницы. Список можно продолжать бесконечно.

Видеокурс подготовки ЕГЭ по физике — Вступительная беседа

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector